Регулирование ликвидности со стороны Банка России
Согласно инструкции, нормативы ликвидности кредитной организации определяются как:
– соотношение между ее активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов и других факторов;
– соотношение ее ликвидных и суммарных активов.
В соответствии с положениями указанного закона кредитные организации должны соблюдать данные нормативы на протяжении всего срока осуществления банковской деятельности.
В российском бухгалтерском балансе активы предприятия расположены в порядке убывания ликвидности. Их можно разделить на следующие группы:
А1. Высоколиквидные активы (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения)
А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)
А3. Медленно реализуемые активы (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а также прочие, не упомянутые выше, оборотные активы);
А4. Труднореализуемые активы (все внеоборотные активы)
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом:
П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства, к которым относится текущая кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, персоналом, бюджетом и т.п.) П2. Среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты и займы, резервы предстоящих расходов, прочие краткосрочные обязательства) П3. Долгосрочные обязательства (раздела IV баланса "Долгосрочные пассивы") П4. Постоянные пассивы (собственный капитал организации).
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Идеальным считает ликвидность, при которой выполняются следующие условия:
А1 > П1
А2 > П2
А3 > П3
А4 < П4
Текущая ликвидность
Коэффициент текущей (общей) ликвидности (коэффициент покрытия; англ. Current ratio, CR) – финансовый коэффициент, равный отношению текущих (оборотных) активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
Ктл = (ОА – ДЗд) / КО
где: Ктл – коэффициент текущей ликвидности;
ОА – оборотные активы;
ДЗд – долгосрочная дебиторская задолженность;
КО – краткосрочные обязательства.
Коэффициент отражает способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платежеспособность предприятия.
Нормальным считается значение коэффициента 2 и более (это значение наиболее часто используется в российских нормативных актах; в мировой практике считается нормальным от 1.5 до 2.5, в зависимости от отрасли). Значение ниже 1 говорит о высоком финансовом риске, связанном с тем, что предприятие не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
Быстрая ликвидность
Коэффициент быстрой ликвидности (иногда называют промежуточной или срочной ликвидности; англ. Quick ratio, QR) – финансовый коэффициент, равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам). Источником данных служит бухгалтерский баланс компании аналогично, как для текущей ликвидности, но в составе активов не учитываются материально-производственные запасы так как при их вынужденной реализации убытки будут максимальными среди всех оборотных средств.
Больше по теме:
Теория и история развития связей с общественностью
По мнению основоположника современной концепции ПР Сэма Блэка, содержание связей с общественностью заключается в изучении взаимодействия субъекта управления (фирмы или организации) с многочисленными объектами управления (различных целевых ...
Сравнительная характеристика систем страхования банковских вкладов
Мы уже знаем, что впервые механизм страхования вкладов появился в США после Великой депрессии. Тогда актом Гласса-Стигалла была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. В России подобная организация появилась только в 2003 го ...
Средства взаимоотношения банка с другими общественными институтами через призму
ПР
Банк заинтересован в создании и поддержании благоприятного имиджа своих продуктов в глазах реальных и потенциальных клиентов, контактных аудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает следующие элементы: непосредственное стиму ...