Электронные системы: принципы работы и история возникновения
Затем это название – биржа - было перенесено в Антверпен, где биржа возникла в 1556 г., а в XVI в. оно распространилось по всей Европе, сохранившись и в наши дни. [10]
На бирже в Антверпене уже осуществлялись операции, связанные размещением государственных займов. Совершенствование техники биржевых операций привело к появлению таких понятий, как биржевой бюллетень, официальные биржевые курсы. В XVII в. центр биржевой торговли переместился в Нидерланды, где на товарной бирже, возникшей в 1611 г., велась и торговля денежными средствами. Так, в дошедшем до нас первом биржевом бюллетене этой биржи от 1747 г. представлены котировки 25 нидерландских займов, четырех видов английских государственных облигаций и т. д.
Акции впервые появились в обороте на Амстердамской бирже. Начало этому поистине важнейшему объекту фондовой торговли дала возникшая в то время Ост-Индская торговая компания, которая объявила о подписке на участие в прибылях компании. Окончательный расчет по этим бумагам предполагался только через 10 лет. Компании было передано монопольное право торговли в Индии, а также все права, которыми обладала в Индии Нидерландская республика. Это вызвало всеобщий интерес к бумагам компании, а так как публичная подписка на акции компании уже была проведена, то весь неудовлетворенный спрос хлынул на биржу, и Амстердамская биржа стала центральным рынком акций Ост-Индской компании. Первоначально на ней продавались акции только голландской Объединенной Ост-Индской компании, затем стали продаваться облигации правительства Голландии и облигации, выпущенные администрациями городов для финансирования муниципальных расходов, а также акции зарубежных акционерных обществ. Под влиянием успехов компании курс акций быстро рос в течение ряда лет, однако потом, под влиянием слухов о спорах между директорами компании, начал стремительно падать. Ограничителем в развернувшихся спекулятивных операциях по бумагам компании служили различные номинальные цены образовавшихся акций. Поэтому биржевая практика, стремясь к созданию заменяемых объектов сделок, создала биржевую единицу в 3 тыс. гульденов, получившую на бирже наименование «акции».[11]
На бирже в Амстердаме практиковались сделки с ценными бумагами не только за наличный расчет, но и срочные сделки, что послужило формированию спекулятивного биржевого рынка. Таким образом, можно сказать, что акции создали в Амстердаме крупную биржевую игру, по своим формам напоминающую современную биржевую спекуляцию.
В Амстердаме появилась и первая книга о бирже, которую написал Жозеф де ля Вега. В ней дана исключительная по образности и меткости характеристика биржевой публики. И эта характеристика до сих пор применима в отношении современных биржевиков. Автор отмечает, что «те, кто начал торговать акциями, будут заниматься этим делом постоянно. Где бы ни были эти люди, повсюду акции — неизменный предмет их мыслей и разговоров. Когда они едят, акции являются предметом их застольной речи; и даже во сне им грезятся акции. Вега разделил участников торговли акциями на три группы.
Первая — крупные капиталисты. Они не интересуются курсом акций, для них важен лишь дивиденд.
Вторая группа состоит из купцов, приобретающих акции, чтобы продать их с прибылью, когда, по их мнению, дела компании улучшатся, т.е. повысится дивиденд.
Больше по теме:
Прибыль банка. Виды процентных ставок. Платежеспособность банка
Исходя из вышеизложенного, можно легко ответить на вопрос, какую прибыль может получать банк от своей деятельности. В общем понимании, исходя из баланса активных и пассивных операций, основной доход банку приносит разница между платой за ...
Ссудный капитал. Капитал-собственность и капитал-функция
При капитализме широко развиваются товарно-денежные отношения. Перед банками открылись совершенно новые горизонты. Объемы свободного денежного капитала очень растут.
Банки выступают против ростовщичества. Ростовщичество теряло свою основ ...
Средства взаимоотношения банка с другими общественными институтами через призму
ПР
Банк заинтересован в создании и поддержании благоприятного имиджа своих продуктов в глазах реальных и потенциальных клиентов, контактных аудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает следующие элементы: непосредственное стиму ...