Реформирование банковской системы
Политика реформ в Китае была начата Дэн Сяопином в 1978 г. с "четырех модернизаций" - в сельском хозяйстве, промышленности, военной сфере и науке. Реформирование банковского сектора, по-видимому, вначале не предполагалось: для обеспечения своей политической власти политики КНР нуждались в экономической власти денег. Прежде всего ставилась задача обеспечить социальную стабильность всех экономических реформ. Абсолютный приоритет был отдан реформированию государственных предприятий, при этом весь финансово-банковский сектор оставался в руках государства. Следствием политики экономических реформ стал значительный экономический подъем, продолжающийся несколько десятилетий.
Государственный банковский сектор оставался неизменным в течение почти 20 лет. Его реформирование началось только в 1997 г. Становой хребет китайского банковского рынка образуют четыре крупных государственных коммерческих банка: Банк Китая, Строительный банк Китая, Промышленно-торговый банк Китая и Сельскохозяйственный банк Китая.
Изменение стратегии в целях оздоровления банковского сектора было принципиально ориентировано на рыночную экономику. Ставилась цель заменить систему политических указаний и регулирований системой косвенного управления на основе директив сверху и работоспособной системой банковского надзора. Высшей целью всех изменений и рыночных нововведений являлось сохранение общей целостности монетарной системы и предупреждение финансовых, банковских и валютных кризисов, которые в свое время произошли в Японии, России и Аргентине.
Руководством Китая был разработан следующий комплекс мер:
• коммерциализация банковского сектора;
• создание компаний по управлению активами;
• создание банков развития.
Под коммерциализацией следует понимать добровольное повышение ответственности банков и обязанность разработки ими реального рейтинга кредитоспособности заемщиков, в частности, государственных предприятий". Такая оперативная независимость была гарантирована государственным банкам законом КНР о коммерческих банках от 1996 г.
Для укрепления новой политики кредитования государственным банкам:
• в директивном порядке определяются бюджеты;
• предписывается действовать исходя из соображений рентабельности.
Со своей стороны банки должны адаптировать к новым условиям систему менеджмента, сформировать политику кредитования с использованием таких критериев, как степень риска и рентабельность, а также нанять и обучить необходимый персонал.
Осуществлением коммерциализации преследуется тройная цель: выведение оперативной деятельности банков из-под влияния общегосударственной политики, при этом государство оставляет за собой функции надзора и управления; приобретение банками экономической независимости; оказание давления на нерентабельные и слабые государственные предприятия с целью их санации.
Коммерциализация означает шаг в направлении рыночной экономики и экономического мышления в банковской и производственной сферах. Кроме того, ставится задача освободить банки от деятельности не экономического характера, т. е. от выполнения политических установок. Должно быть уменьшено, а затем и полностью ликвидировано влияние чиновников и идеологов на кредитную политику, повышена прозрачность деятельности и улучшено управление на высшем уровне.
В помощь четырем крупнейшим государственным банкам были созданы четыре компании по управлению активам: "Хуажун", "Циньда", "Чан-чэн" и "Дунфан". В связи с предоставленными им правами эти компании стали акционерами соответствующих государственных предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. Им предстояло поменять руководство предприятий и взять под контроль процесс принятия решений, влияющих на производственный процесс и движение к рыночным отношениям.
Как показала практика, попытка использования реструктуризации долгов для акционирования предприятий не дала в полной мере ожидаемых результатов, так как квота возврата наличных средств составила всего 30%.
Значительная часть несостоятельных долговых обязательств возникла у государственных банков вследствие "принудительного" кредитования государственных, региональных и местных проектов в области инфраструктуры. Кредиты банков воспринимались как дарение, их возврат, вероятно, планировался государством лишь в редких случаях, и банки своих денег обратно практически не получали.
Для прекращения подобного "принудительного" финансирования, которое и стало причиной большей части безнадежных долгов, были учреждены три банка развития. Именно эти кредитные учреждения, а не четыре крупнейших банка несут теперь ответственность за кредитование государственных проектов в сфере инфраструктуры. После завершения этого преобразования случаи невозврата кредитов могут возникать только в результате собственной неспособности банков распознать кредитные риски и управлять ими.
Больше по теме:
Основные виды кредитования
Кредитование осуществляется в виде предоставления кредитов либо открытия кредитных линий с учетом движения денежных средств и потребностей Заемщиков.
Кредитование Заемщиков производится на основе:
- Кредитного договора;
- Договора об о ...
Общее описание клиринга и расчетов
Клиринг и расчеты классифицируются в зависимости от:
а) вида биржевого товара:
· клиринг рынка ценных бумаг;
· клиринг рынка фьючерсных контрактов;
б) уровня централизации:
· клиринг отдельной биржи;
· межбиржевой национальный клири ...
Хеджирование
Хеджирование - использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым инструмента, или на генерируемые им денежные потоки.
В качестве хеджируемого ...