Хеджирование и биржевая спекуляция
Хеджирование
- это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, основывающейся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар.
В практике биржевой торговли разделяют хеджирование и спекуляцию. Биржевая
спекуляция— это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующейся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.
В политико-экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающейся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование и биржевая спекуляция - две формы спекуляции на бирже, сосуществующие и дополняющие друг друга, но в то же время и отличающиеся между собой. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот.
Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.
Биржевой спекуляцией обычно занимаются члены биржи и все желающие (обычно частные лица) сыграть на разнице в динамике цен фьючерсных контрактов.
Хеджирование преследует цель - получение дополнительной прибыли по сравнению с прибылью от реализации на рынке реального товара.
В целом оно для всех организаций и лиц, которые не являются членами биржи, представляет собой особую форму коммерческой деятельности на бирже с обычной целью - получение наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, т.е. одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение.
Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.
Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов.
Техника хеджирования состоит в следующем.
Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара.
Покупатель наличного товара заинтересован в том, чтобы не потерпеть убытки от повышения цен на товар. Поэтому, полагая, что цены будут расти, он покупает фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование покупкой). В случае если тенденция угадана, покупатель продает свой фьючерсным контракт, цена которого тоже возросла в связи с ростом цен на рынке реального товара, и тем самым компенсирует свои дополнительные расходы по покупке наличного товара.
Использование механизма фьючерсной торговли позволяет продавцам планировать свою выручку, а значит, и прибыль, а покупателям - затраты.
Существуют разные формы (способы) хеджирования в зависимости от того, кто является его участником и с какой целью оно осуществляется. Хеджирование может проводиться на весь наличный товар или на его часть; на имеющийся наличный товар или товар, отсутствующий в момент заключения фьючерсного контракта; на комбинацию различных дат поставки реального товара и выполнение фьючерсного контракта и т.д.
Больше по теме:
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Национального
Банка
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кы ...
Операции коммерческих
баков
На сегодняшний день коммерческие банки могут предоставлять очень много различных операций.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь все операции коммерческих банков можно разделить на несколько групп:
1. Активные операции; ...
Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины
За последние 10 лет убытки от природных катастроф в мировом масштабе возросли в 9 раз, их суммарный объем достиг 676 млрд. дол. По прогнозам, к середине столетия ежегодные убытки будут составлять 300 млрд. дол. В таких условиях защита нас ...