Банки и банковское дело

Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь

Гид по банкам » Кредитная система: структура и механизм функционирования » Основные направления реформирования кредитной системы Республики Беларусь

Страница 1

В нашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня хозяйство Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленным. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора.

И при этом, несмотря на то, что деньги и кредиты сегодня есть и для малого бизнеса, взять им их нельзя. Банки требуют высоколиквидный залог, например, валютный депозит. По этой же причине не многим доступна и ооновская программа. Вот и получается: есть хороший проект, который обещает быструю отдачу, но человек не может взять кредит, потому что ему нечего закладывать.

Сегодня Нацбанк республики подчинен интересам бюджета, его дефициты кредитуются в первую очередь, что также является свидетельством того, что элементы централизованной экономики у нас все еще присутствуют. К примеру, кредитная эмиссия Национального банка на 2010 год пока запланирована на 35 триллионов белорусских рублей. Из них 10 триллионов будут направлены на жилищное строительство, а 25 триллионов плюс 3,5 триллионов (за счет погашения ранее выданных кредитов) – на покрытие дефицита государственного бюджета. Эти суммы, в свою очередь, разбиты на следующие статьи расходов: 11 триллионов – на строительство жилья; 5,5 триллионов – на поддержку агропромышленного комплекса; 2,3 триллиона – на компенсацию вкладов; оставшиеся – на другие потребности бюджета. [18,с.9].

Сегодня белорусские банки не все сделали для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Удельный вес кредитных операций коммерческих банков низок.

Ярко проявляются и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций:

1. большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций;

2. значительная часть кредитов носит краткосрочный характер;

3. отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, не достаточное развитие получило залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования;

4. из-за значительного риска инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции;

5. расчеты, совершаемые банками, ведутся довольно медленно.

Политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам остаётся не отрегулированной.Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике. Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.

В настоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количеством законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка и иных подзаконных актов.

Важнейшими законами, регулирующими кредитную деятельность в республике, являются:

«О Национальном банке РБ» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями); «О банках и банковской деятельности в РБ» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями); «О страховании» (от 3.06.93 г. с изменениями и дополнениями); «О залоге» (от 24.11.93 г.); «О ценных бумагах и фондовых биржах»; «Об основах внешнеэкономической деятельности»; «О бюджетной системе РБ»; Законодательные акты РБ по вопросам налогообложения (с изменениями и дополнениями) и ряд других законов;

Кроме того, к законодательству общего характера можно отнести и Конституцию Республики Беларусь.[16].

Проанализировав существующую законодательную базу, регулирующую кредитование в РБ, можно прийти к выводу, что многие принципы ее построения, используемые в зарубежных странах, у нас не соблюдаются или соблюдаются не полностью.

Во-первых, многие положения законодательных актов (и тем более нормативных актов) постоянно меняются. Часто некоторые из них сформулированы нечетко и трактуются неоднозначно. Если принять во внимание еще и тот факт, что таких законодательных актов имеется достаточно большое количество, то неудивительно, что довольно часто бывает трудно решить, какими актами следует руководствоваться при решении того или иного вопроса. Кроме того, практически все законы имеют подзаконные акты, которые зачастую не увязываются и не согласуются между собой.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Вторичный рынок ипотечных кредитов в Оренбургской области: проблемы формирования и перспективы развития
Одной из основных приоритетных целей в современной России, находящихся на контроле у президента РФ, является обеспечение доступности жилья. Здесь значимую, хотя и не единственную, роль играет развитие ипотечного кредитования как в целом п ...

Зарождение и развитие национальных схем ипотечного кредитования
Жилищный вопрос является одним из самых острых и актуальных в современном процессе реформирования России. В отличие от предыдущих попыток решить жилищные проблемы, в настоящее время реформа осуществляется на базе использования рыночных ин ...

Акция и вторичные бумаги на ее основе
Официальное юридическое определение акции дается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»: акция это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиден ...