Банки и банковское дело

Факторный анализ прибыли

Страница 1

Образование прибыли коммерческого банка является следствием влияния разнообразных факторов. Это доходы и расходы банка, влияние которых на прибыль и ее составляющие является очевидным и вычисляется по методу прямого счета на основе аддитивной факторной модели.

Таким образом, имеем прямое влияние на прибыль доходов банка (то есть увеличение доходов на соответствующую сумму ведет к увеличению прибыли на ту же сумму; уменьшение доходов сопровождается уменьшением прибыли) и обратное влияние расходов (то есть увеличение расходов приводит к уменьшению прибыли и, наоборот, уменьшению расходов увеличивает прибыль банка).

Факторы, под воздействием которых формируется прибыль, не ограничиваются доходами и расходами. Очень важными факторами, которые обусловливают сумму прибыли к налогообложению, являются:

объем капитала банка;

уровень эффективности использования активов банка;

мультипликативный эффект капитала;

рентабельность дохода.

Объем капитала отображается в пассиве баланса банка.

Уровень эффективности использования активов банка характеризует показатель доходности активов (Да), который рассчитывается как отношение доходов банка (Д) к совокупным активам (А):

Да = Д / А

Мультипликатор капитала - это показатель максимальной способности банка привлекать депозиты и выдавать кредиты или расширять звено депозит заем в расчете на одну денежную единицу своего капитала, то есть мультипликатор - это рычаг управления банком структурой собственного и привлеченного капитала, с помощью которого он должен обеспечить нужную структуру капитала (соотношение собственного и привлеченного капитала), то есть желаемую сбалансированность между капитальной базой (собственным капиталом) и ее возможностями привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Другими словами, это способность капитала банка привлекать в оборот дополнительные деньги, не в нарушение стойкой и доходной работы банка. Мультипликатор капитала (Мк) определяется отношением совокупных активов к балансовому капиталу банка (К):

Мк = А / К

Рентабельность дохода (Rд) вычисляется отношением прибыли к налогообложению (П) к доходу банка:

Rд = П / Д

Зависимость прибыли от названных факторов характеризуется четырехфакторной мультипликативной моделью:

П = К · Да · Мк · Rд

Факторный анализ прибыли на основе данной модели осуществляется с помощью модифицированного метода цепных подстановок и состоит из таких элементов.

Общее изменение прибыли к налогообложению в отчетном периоде (∆П):

∆П = П - По

где П - прибыль отчетного года;

П0 - прибыль в прошлом году.

Оценка количественного влияния факторов на отклонение по прибыли к налогообложению:

а) влияние изменения капитала -

где (К - К0) - отклонение по капиталу;

Да.0 - доходность активов в прошлом году;

Мк.0 - мультипликатор капитала в прошлом году;

Rд0 - рентабельность дохода в прошлом году;

б) влияние изменения доходности активов -

где Да - доходность активов отчетного года;

в) влияние изменения мультипликатора капитала -

,

где Мк - мультипликатор капитала отчетного года;

г) влияние изменения рентабельности дохода -

,

где Rд0 - рентабельность дохода отчетного года.

Воспользовавшись информацией относительно капитала, активов и финансовых результатов деятельности банка, можно оценить влияние названных факторов на изменение прибыли к налогообложению.

Наиболее весомой составляющей прибыли к налогообложению является чистый процентный доход. Его объем можно вычислить как вместе с кредитными операциями, так и с каждой группой предоставленных банком кредитов и ссуд по формуле:

;

или:

;

,

где t - длительность предоставления средств, дней;

K - количество дней в году (360);

іакт - средняя доходность процентных активов (годовая эффективная ставка);

іпас - средняя стоимость привлеченных средств (годовая эффективная ставка);

Рзал - объем кредитов и ссуд, предоставленных за счет привлеченных средств;

Рвл - объем кредитов и ссуд, предоставленных за счет собственных средств банка.

Приведенные уравнения, или их модификация могут использоваться в факторном анализе.

Страницы: 1 2

Больше по теме:

Основные направления развития банковской рекламы
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-два ...

Направления развития систем клиринга и расчетов
Задачами дальнейшего развития клиринговых систем на биржевом рынке являются: · сокращение издержек по клирингу и расчетам, приходящихся на одну сделку (или сдерживание их роста); · ускорение процесса клиринга и расчетов путем сокращения ...

Характеристика и финансовые показатели банка
Сегодня АО "БТА Банк" составляет ядро финансовой группы, присутствующей во всех сегментах рынка. БТА — системообразующий банк Казахстана, лидер по созданию банковской сети в странах СНГ. Активы БТА в I квартале 2008 года выросли ...