Банки и банковское дело

Анализ прибыльности отдельных банковских продуктов

Гид по банкам » Анализ прибыли и рентабельности банка » Анализ прибыльности отдельных банковских продуктов

Анализ прибылей в разрезе отдельных банковских продуктов, отдельных клиентов и рынков дает возможность руководству банка правильно сформировать стратегию развития и сконцентрировать ресурсы на прибыльных направлениях деятельности.

Наиболее методологически сложной частью анализа прибылей банковских продуктов является определение их себестоимости. Если современный учет в банках дает возможность рассчитать доходы и прямые расходы, связанные с банковскими продуктами, то непрямые расходы, прежде всего общеадминистративные, что приходятся на отдельные банковские продукты, определить достаточно сложно. Лишь после их расчета (чаще всего они распределяются пропорционально удельному весу прямых расходов на продукт в общей сумме прямых расходов банка или доходов в общей сумме доходов) можно рассчитать прибыль (или убыток) от конкретного банковского продукта.

Планируя объемы прибылей от внедрения новых услуг, необходимо обсчитать плановые доходы и расходы на данный банковский продукт. При этом капитальные расходы переносятся на себестоимость частями, согласно нормам амортизации, а текущие расходы будут состоять из прямых и непрямых

Пп = Дп - (НА · К + Вп)

где Пп - плановая прибыль от новой услуги;

Дп - плановый доход от услуги;

НА - норма амортизации капитальных вложений на данную услугу;

К - капитальные вложения на данную услугу;

Вп - плановые текущие расходы на данную услугу.

Срок окупаемости продукта (точка безубыточности) определяется формулой:

Т = Пп / К

где Т - срок окупаемости проекта внедрения нового банковского продукта;

К - капитальные вложения.

При этом следует учесть дополнительный эффект, который может появиться при предоставлении других услуг, : дополнительные доходы от кроссовой "продажи" других услуг, уменьшения расходов на другие услуги (например, банкоматы уменьшают потребности банку в машинах для пересчета банкнот).

С точки зрения прибыльности банк подразделяет свои продукты на три основных группы:

"звездные", то есть перспективные. К таким продуктам большинство банков относят пластиковые технологии;

"прибыли" - те, которые приносят значительные текущие прибыли (например, кредитные операции, осуществления расчетов клиентов);

"убытка" - те, которые дают текущие убытки, или могут быть убыточными в ближайшее время. В отдельных случаях банк может иметь убытки на отдельных продуктах, если они удерживают важную клиентуру и дают возможность "продаже" кросса других, прибыльных, продуктов.

Анализ прибыльности обслуживания клиентов дает возможность определить ее по особенно важным для банка клиентам, подобрать для них необходимые и в то же время прибыльные для банка продукты. Если все клиенты приносят для банка приблизительно одинаковую прибыль, то банку следует развивать стратегию "массового" их обслуживания. Если большую массу прибылей дают отдельные клиенты, то необходимо развивать индивидуальные подходы к их обслуживанию.

Прибыль от обслуживания клиента рассчитывается по той же схеме, что и от предоставления банковского продукта. Специфика расчета заключается в том, что в состав доходов от обслуживания клиента следует включить дополнительные чистые доходы, которые рассчитываются как разница между доходом, который может получить банк от использования ресурсов, созданных клиентом, и оплаченных ему процентов за пользование остатками его средств:

Дчд = Вк · Из - Вс

где Дчд - дополнительный чистый доход от пользования остатками средств на счетах клиента;

Вк - средняя процентная ставка по активным операциям в валюте (валютах), в которой клиент держит средства (проценты / 100);

Из - среднесуточный остаток средств на счете(ах) клиента в соответствующей валюте, грн;

Вс - оплачены клиенту проценты за пользование его средствами за соответствующий период, грн.

С целью анализа состояния прибыльности обслуживания клиентов формируется матрица прибылей "продукты-клиенты".

С помощью такой матрицы можно определить, какие продукты имеют наибольший спрос среди соответствующих клиентов.

Анализ прибылей, полученных банком в разных регионах (например, в областях Украины), особенно актуален для банков с разветвленной сетью филиалов или для банков, которые развивают стратегии овладения новых регионов. Для проведения такого анализа строится матрица "продукт-регион", которая может содержать данные по отделениям банка и клиентам, сгруппированным по отраслям в рамках региона. Таким образом, для управления процессами денежного обращения, кредитования и банковских расчетов в экономике необходимо располагать оперативной и достоверной информацией о состоянии и движении денежных средств по счетам банковских организаций. Разносторонняя, достоверная, оперативно получаемая и обрабатываемая информация, объективно отражающая экономический климат в стране, обстановку в регионах и различных сферах экономической деятельности, налоговую и таможенную политику государства, конъюнктуру цен, спроса и предложения на финансовых рынках, необходима для принятия управленческих решений как на государственном уровне, так и для успешной коммерческой деятельности в различных секторах экономики, в том числе и банковском секторе.Значимость разносторонней информации для успешной и эффективной деятельности как банковской системы в целом, так и для отдельных банков трудно переоценить. Это обусловлено многообразием их связей с клиентами и акционерами, партнерами и конкурентами, Центральным банком и органами власти, населением, средствами массовой информации.Особую актуальность приобретает анализ информации при принятии стратегически важных решений в настоящее время, когда украинские банки поставлены в центр чрезвычайных обстоятельств, вызванных действием множества противоречивых, труднопрогнозируемых кризисных процессов в экономике, политике, общественной жизни. Эффект обоснованного экономического решения определяется правильностью оценки и сопоставления собственных возможностей с потребностями и условиями рынка. Это относится к деятельности коммерческих банков, возможно, даже в большей степени, чем к другим сферам бизнеса, так как ошибочная оценка и неверно принятое решение может привести к ликвидации банка или нанести серьезный материальный ущерб клиентам, в том числе и гражданам.В условиях продолжающейся рыночной нестабильности и кризиса в банках проблема выявления их надежности становится особенно актуальна, необходимо правильно оценить положение того или иного банка, сделать банковскую систему более «прозрачной» и предсказуемой. Помимо того, что результаты проводимого анализа позволяют предостеречь потребителей банковских услуг от проблемных банков, сами кредитные учреждения нуждаются в объективной и надежной системе оценки текущего и, возможно перспективного положения, так как, эффективность управления коммерческим банком определяет возможность осуществлять свою деятельность умело и в полном соответствии с нуждами и экономическими целями государства, чего невозможно добиться, не имея оперативной информации.

Больше по теме:

Организационная структура страхования имущества физических лиц
В теории и практике существуют различные группировки имущественного страхования: по объектам, формам собственности, по видам страховых рисков и т.д. Страховая стоимость - фактическая, действительная стоимость имущества, принимаемого на с ...

Основные виды рисков
Участники биржевого рынка, пользующиеся услугами расчетно-клиринговых систем, в силу рыночного характера сделок постоянно рискуют своими капиталами или просто денежными средствами. К основным видам указанного риска можно отнести: рыночный ...

Предпосылки и ожидания проведения IPO
Проведение публичного размещения акций ВТБ, со слов Председателя Наблюдательного совета ОАО Банк ВТБ Алексея Кудрина, готовилось около двух лет.[18] В октябре 2006 года старший вице-президент банка Василий Титов заявил на пресс-конференц ...