Роль Банка России в условиях рыночной экономики и антикризисные меры
Идет много разговоров о том, что ставка рефинансирования не может быть адекватно снижена в связи с угрозой инфляции во второй половине 2010 года. Однако нужно иметь в виду, риск инфляции проистекает не из-за снижения процентных ставок Центрального банка, а из-за возможного быстрого восстановления мирового спроса на сырьевые товары. Это, в свою очередь, приведет к существенному притоку денег в российскую экономику и росту совокупного внутреннего спроса, а также увеличению цен в "неторгуемых" секторах с наименьшим уровнем конкуренции. Низкие процентные ставки выступают не главным фактором инфляции.
Как ни странно, финансовый кризис значительно ускорил модернизацию денежно-кредитной политики. Во-первых, были апробированы новые инструменты, такие как аукционы беззалоговых кредитов и временные гарантии по межбанковским сделкам. В последующем они могут оказаться востребованными при возникновении новых периодов финансовой нестабильности. Во-вторых, произошла перенастройка целевых операционных ориентиров денежно-кредитной политики. Стоимость бивалютной корзины стала более волатильной, значение процентных инструментов повысилось. В-третьих, Банк России наладил тесный диалог с банковским и экспертным сообществом, что добавило понимания денежно-кредитной политики и определенности рыночным ожиданиям. Антикризисные меры, таким образом, приблизили преобразования денежно-кредитной политики, связанные с более свободным курсообразованием рубля и повышением эффективности процентной политики, которые в последующем позволят реализовать инфляционное таргетирование.
Все эти изменения должны быть подкреплены адекватной информационной политикой. Ее цель должна состоять в предотвращении дестабилизации финансового рынка в связи с непредсказуемостью сворачивания антикризисной поддержки. В задачи информационной политики Банка России в ходе завершения антикризисных мер должны входить:
— управление ожиданиями изменения ставки рефинансирования; сглаживание колебаний процентных ставок денежного рынка;
— предотвращение шоков на рынке облигаций (фондовый риск);
— минимизация процентного риска банков; помощь банкам в управлении риском ликвидности.
Банку России целесообразно принять информационный меморандум о завершении антикризисной политики, который в общих чертах определял бы предстоящие задачи и меры денежных властей.
Кроме того, положительно воспринималось бы обнародование плана завершения антикризисных мер с объяснением критериев завершения каждой операции; публикация укрупненного графика со сроками и последовательностью поэтапного завершения антикризисных мер; раскрытие прогнозов изменения ставки рефинансирования и инфляции в форме веерных диаграмм без четких обязательств Банка России (для минимизации процентного риска и риска ликвидности в банковском секторе). В случае успешной реализации информационной политики Банк России сможет добиться нескольких результатов. В их числе снижение неопределенности будущего и предсказуемость предстоящих событий для участников рынка, минимизация риска обвала и паники, рост доверия к политике Банка России и рост понимания действий денежных властей.
Больше по теме:
Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Управление можно определить как одну из стратегий, используемую при осуществлении деятельности в условиях риска. Управление риском предусматривает выбор одной из альтернатив: принятия риска, отказ от деятельности, связанной с риском или п ...
Выводы
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что выдача потребительских кредитов населению является одним из основных направлений деятельности банков. Потребительский кредит, как источник дополнительных доходов банка, является так же ...
Страхование депозитов
В последние годы официальные системы страхования депозитов были созданы во многих странах. Хотя концепция страхования депозитов достаточно очевидна, проекты страхования депозитов на практике бывают достаточно сложными. Любая страна, стрем ...