Сущность и роль кредитного рейтинга. Рейтинговые агентства Беларуси
АСБ "Беларусбанк" в ближайшее время планирует получить второй международный рейтинг - агентства Moody's. С 2001 года Беларусбанк регулярно получает международный кредитный рейтинг агентства Fitch Ratings. В феврале 2006 года оно повысило долгосрочный рейтинг Беларусбанка с уровня "CCC+" до "B-" и краткосрочный - с уровня "C" до "B". Рейтинг поддержки банка подтвержден на уровне "5", индивидуальный рейтинг - "D/E". Прогноз по рейтингам банка - "Стабильный".
Кредитный рейтинг - пропуск в мир инвестиций
Необходимость в оценке кредитного качества компаний и отдельных финансовых инструментов возникла по мере развития финансов отдельно взятых стран, их усложнения и интеграции в мировой рынок. Как правило, единственной объективной (и, возможно, наиболее точной) мерой платежеспособности компании и надежности финансового инструмента является кредитный рейтинг.
Кредитный рейтинг представляет собой независимую оценку кредитоспособности заемщика, то есть его способности расплачиваться по долгам. Фактически, кредитный рейтинг – это оценка кредитного риска. Кредитный рейтинг может присваиваться и отдельным финансовым инструментам, которыми пользуется конкретный заемщик. Классический пример – облигации.
Об увеличении значимости кредитного рейтинга на рынке капитала и в банковском секторе свидетельствует принятие в июне 2004 года Базельским комитетом банковского надзора нового соглашения по капиталу «Сближение международных подходов к измерению капитала и установлению стандартов капитала: новые правила» (International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards: A Revised Framework, Basel II), в котором внешним кредитным рейтингам отведено важное место в методиках оценки качества банковских активов.
Необходимость отражения риска ускоряют требования все того же Базельского комитета банковского надзора к адекватности капитала и так называемые правила IFRS-7 – новый стандарт, применяемый к финансовым учреждениям с 1 января 2008 г. и предполагающий раскрытие информации о рисках и об управлении ими.
Выпуск ценных бумаг эмитентом сопровождается его детальным анализом: определяется качество инструмента инвестирования (ценных бумаг) и степень риска невыполнения эмитентом обязательств. В такой ситуации именно наличие кредитного рейтинга эмитента и рейтинга выпускаемых ценных бумаг существенно облегчает жизнь как эмитенту, так и инвестору. Само наличие кредитного рейтинга у эмитента уже формирует благоприятную репутацию в инвестиционном и банковском обществе. Инвестор же, зная кредитный рейтинг эмитента, избавляется от необходимости проведения глубокого анализа финансовой отчетности, а также имеет возможность более взвешенно подходить к формированию инвестиционной стратегии, уменьшая риски портфеля.
Так зачем же нужны кредитные рейтинги?
Во-первых, кредитные рейтинги, являясь независимой и надежной оценкой кредитоспособности эмитента, на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения, снижают издержки эмитента по привлечению заемных средств.
Во-вторых, опираясь на кредитный рейтинг, банки и другие финансовые посредники принимают решения по кредитованию, сделкам на денежном рынке, страхованию, лизингу и в любых других ситуациях, где требуется оценка платежеспособности делового партнера.
В-третьих, кредитные рейтинги являются эффективным информационным и рекламным инструментом. В связи с тем, что рейтинги и краткие отчеты публикуются в различных СМИ, они становятся доступны всем потребителям финансовой информации.
И самое главное, присвоение международного кредитного рейтинга свидетельствует о прозрачности и открытости рейтингуемых экономических структур и способствует привлечению инвестиций.
Больше по теме:
Понятие и содержание трастовых операций банков
В зарубежной практике под трастовыми операциями подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнении иных услуг по поручению и в интересах клиентов на правах его доверенного лица.
В отечественной ...
Роль, задачи и информационная база анализа
Российские банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, поэтому они чаще, чем их зарубежные коллеги, оказываются в кризисных ситуациях. Причем большинство таких случаев связано с неадекватной оценкой банками собственного финансо ...
Средства взаимоотношения банка с другими общественными институтами через призму
ПР
Банк заинтересован в создании и поддержании благоприятного имиджа своих продуктов в глазах реальных и потенциальных клиентов, контактных аудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает следующие элементы: непосредственное стиму ...