Управление кредитным портфелем коммерческого банка
Рис. 6 Соответствие свойств кредитного портфеля и критериев оценки его качеств
Под качеством кредитного портфеля можно понимать такое свойство его структуры, которое обладает способностью обеспечивать максимальный уровень доходности при допустимом уровне кредитного риска и ликвидности баланса.
Система оценки качества кредитного портфеля включает в себя:
§ выбор критериев оценки;
§ способ оценки качества элементов и сегментов кредитного портфеля;
§ определение методов классификации элементов портфеля по группам качества (риска);
§ оценка качества кредитного портфеля в целом на основе системы финансовых коэффициентов;
§ оценка качества кредитного портфеля на основе его сегментации.
Для сводной оценки качества кредитного портфеля банк должен выбрать систему показателей из перечисленных и обозначить их значимость (вес в процентах). Сводная оценка кредитного портфеля определяется в баллах на основе взвешивания группы качества показателя и его значимости и суммирования полученных значений. Об изменении качества кредитного портфеля в целом можно судить на основе:
1) динамики сводной балльной оценки;
2)сравнения фактического значения отдельных финансовых коэффициентов с мировыми стандартами или стандартами банка, вытекающими из бизнес-плана;
3)сравнения значений коэффициентов с их уровнем у других аналогичных по размеру банков.
Выводы о качестве кредитного портфеля на основе финансовых коэффициентов корректируются по результатам его структурного анализа (сегментации).
Анализ структуры кредитного портфеля является одним из способов оценки его качества. В мировой и российской банковской практике известно много критериев сегментации кредитного портфеля. Среди них:
§ субъекты кредитования;
§ объекты и назначение кредита;
§ сроки кредитования;
§ размер ссуды;
§ наличие и характер обеспечения, источники и методы погашения кредитов, кредитоспособность заемщика;
§ цена кредита;
§ отраслевая принадлежность заемщика и т.д.
Структурный анализ проводится для выявления излишней концентрации кредитных операций в одном сегменте, доли крупных ссуд и ссуд, предоставленных заемщикам с низкой степенью кредитоспособности, что повышает степень совокупного кредитного риска.
Субъектом кредитования с позиции классического банковского дела являются юридические или физические лица, дееспособные и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки. Субъект получения кредита может быть самого разного уровня, начиная от отдельного частного лица, предприятия, фирмы вплоть до государства.
По субъектам ссуды банка можно разделить на три большие группы:
1) ссуды, выданные юридическим лицам для кредитования текущей производственной деятельности (корпоративные ссуды);
2) ссуды, предоставленные физическим лицам для удовлетворения личных потребностей (потребительские ссуды);
3) ссуды, выдаваемые банкам для поддержания ликвидности их баланса (межбанковские ссуды).
Структура кредитов по субъектам кредитования за 2001-2008 гг. характеризуется следующим (приложение А, табл.11). За 7 лет (с 2001 по 2008 г.) объем кредитования корпоративных клиентов вырос в 10 раз в абсолютном выражении. Этому способствовали стабилизация экономической ситуации в стране, рост производства и развитие всей экономики в целом. Кредитование юридических лиц занимает основную нишу в общем объеме кредитования. Развитие кредитования физических лиц наиболее просматривается с 2005 г., о чем свидетельствует запуск программ кредитования населения ведущими банками страны. Данные обстоятельства позволили диверсифицировать кредитные активы банковской системы. Доля межбанковского кредитования остается практически на постоянном уровне, что свидетельствует о рынке МБК как об источнике поддержания ликвидности кредитной системы, а не о спекулятивном направлении деятельности банков.
Представленные данные говорят о слабой разработанности программы потребительского кредитования, несовершенстве нормативной базы в области стимулирования населения. При этом, несмотря на небольшую долю кредитов, выданных физическим лицам, стоит подчеркнуть значительное ее увеличение: как уже было отмечено, за период с 2001 г. доля кредитов физическим лицам увеличилась практически в 3 раза, с 5 до 15,1%. Проанализируем причины такого роста.
Больше по теме:
Проблемы управления внутри банковских холдингов
Наиболее важная проблема управления внутри банковских холдингов - как в экстремальных российских условиях обеспечить эффективную работу внутреннего финансового механизма банковского холдинга., особенностями которого является то, что это о ...
Понятие собственного
капитала банка
Собственный капитал коммерческого банка представляет собой источник финансовых ресурсов банка. За счет собственного капитала банки покрывают около 12-20% общей потребности в ресурсах. Он незаменим на начальных этапах деятельности банка, к ...
Способы организации торговли ценными бумагами
Ценная бумага должна пройти государственную регистрацию. Государственной регистрации подлежит первичная эмиссия ценных бумаг, т.е. продажа ценных бумаг эмитентами их первым владельцам (инвесторам). Первичная эмиссия ценных бумаг осуществл ...