Понятие, классификация имущественного страхования
Страхование имущества является одной из подотраслей имущественного страхования, объектом которого выступают интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Рассматриваемая подотрасль включает большое число видов страхования и еще больший перечень имущества, которое можно застраховать. Многообразие объектов, принимаемых на страхование, отличия в страховых событиях, на случай которых осуществляется страхование, вызывает необходимость классифицировать эту подотрасль страхования. В основу этой классификации могут быть положены различные критерии.
Под имуществом при имущественном страховании понимается не только конкретный предмет, вещь, но и группа вещей, предметов, изделий, а также средства транспорта, грузы, государственное имущество и имущество граждан, финансовые риски и др.
По специальным договорам страхования отдельные страховщики принимают на страхование:
а) различные коллекции, картины, уникальные и антикварные предметы, если у страхователя имеется документ, подтверждающий их оценку компетентной организацией;
б) изделия из драгоценных металлов, полудрагоценных и поделочных камней;
в) строительные материалы, в том числе находящиеся на земельном участке;
г) мотоблоки, другая садово-огородная техника, инвентарь, запчасти
В страховой практике к имущественному страхованию относят любое страхование, не связанное с личным страхованием и страхованием ответственности.
Многообразие ценностей, принимаемых на страхование, отличия в наборе событий, от которых проводится страховая защита, вызывают необходимость классифицировать эту подотрасль страхования. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
Применяются две классификации: по объектам страхования и по роду опасности. Первая классификация является всеобщей, вторая - частичной, охватывающей только имущественное страхование.
Также важно подразделить виды страхования в зависимости от того, кто выступает страхователем. Исходя из этого критерия можно выделить две группы:
страхование имущества юридических лиц (производственного имущества);
страхование имущества физических лиц (личного имущества).
В свою очередь, эти группы в зависимости от конкретных объектов могут быть разделены на отдельные виды. В частности, в первой группе выделяют страхование имущества предприятий, страхование грузов, страхование средств водного, воздушного транспорта. Вторая группа включает страхование строений и квартир, принадлежащих гражданам, страхование домашнего имущества, страхование домашних животных.
Форма проведения страхования могут быть обязательной или добровольной.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона, исходя из общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная по времени страховая ответственность по установленным законом объектам страхования и кругу страхователей она наступает автоматически.
К обязательному страхованию можно отнести:
обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, строения и др.), гибель или повреждение которых затрагивает не только личные, но и общественные интересы;
государственное обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на воздушном, железнодорожном, морском, автомобильном транспорте;
другие.
Добровольное страхование осуществляется в силу закона на добровольной основе. Закон определяет общие условия, а конкретные условия проведения страхования регулируются страховщиком в договоре страхования. Эта форма предоставляет возможность свободного выбора услуг на страховом рынке.
Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, использованием, распоряжением имуществом:
сельскохозяйственное страхование (культур и животных);
страхование имущества граждан;
страхование имущества предприятий различных форм собственности.
Все звенья классификации располагаются так, чтобы каждое последующее звено являлось частью предыдущего.
Больше по теме:
Платежная система ЦБ РФ
Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большое значение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок, формы и п ...
Влияние рекламы на развитие банковских услуг
Реклама - как важная часть маркетинговой программы. Важная часть маркетинговой программы - реклама и продвижение банковских продуктов.
В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главно ...
Финансовый результат
По итогам деятельности «КУБ» ОАО за 2009 год балансовая прибыль составила 789 млн. руб., что выше планированной величины, утвержденной Советом Директоров, на 28,5% или на 175 млн. руб. По сравнению с 2008 годом прибыль «КУБ» ОАО снизилась ...