Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь
Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений денежно-кредитной и валютной политики государства, то государство регулирует и контролирует эту деятельность, способствует созданию необходимой нормативно-правовой базы, системы информации о состоянии рынка и обеспечивает ее открытость для инвесторов, их защиту от потерь, осуществляет контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка и т.д. Кроме того, государство на рынке ценных бумаг выступает в роли крупного эмитента и инвестора, использует производные финансовые инструменты для реализации целей денежно-кредитного регулирования.
К основным законодательным актам, определяющим основы и особенности функционирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь, относятся:
Гражданский кодекс Республики Беларусь;
Банковский кодекс Республики Беларусь;
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;
- Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» №2020-ХП от 09.12.1992 г. (с изменениями и дополнениями);
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» № 1512-ХП от 12.03.1992 г. (с изменениями и дополнениями);
Закон Республики Беларусь «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь» № 2468-ХУ1 от 06.07.1993 г. с изменениями и дополнениями от 02.02.1994 и 04.01.1999 г.;
Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь» №280-3 от 09.07.1999г.;
Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» №2103-ХП от 19.01.1993 г. (с изменениями и дополнениями);
другие законодательные и нормативно-правовые акты по проблемам функционирования рынка ценных бумаг, которые вводятся в действие указами и декретами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств, регламентирующих деятельность участников РЦБ.
В Республике Беларусь государственное регулирование РЦБ осуществляют:
Президент Республики Беларусь;
Национальное собрание Республики Беларусь;
Национальный банк Республики Беларусь;
Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь;
Министерство финансов Республики Беларусь;
Министерство экономики Республики Беларусь.
Формирование рынка государственных ценных бумаг в Беларуси началось в 1990-х годах. Первый выпуск государственных краткосрочных облигаций в соответствии с разработанной нормативной правовой базой был реализован в феврале 1994 г.
Государственные ценные бумаги в Республике Беларусь - это долговые ценные бумаги государства, выпускаемые для покрытия дефицита госбюджета. Объемы размещения государственных займов и расходы по их погашению определяются Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год. Они зависят от складывающейся экономической ситуации, функционирования всех секторов экономики, состояния финансового рынка, наличия свободных денежных средств у инвесторов. Объем необходимых ресурсов рассчитывается с учетом прогнозного уровня инфляции, ВВП и других макроэкономических показателей.
В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами:
государственные краткосрочные облигации (ГКО);
долгосрочные государственные облигации (ДГО);
государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО).
Выпуск ГКО осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
ДГО выпускаются в целях снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более, так как могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств.
В связи с этим порядок их размещения совершенно отличается от ГКО.
ГДО выпускаются Министерством финансов от имени Правительства РБ в целях изыскания безинфляционных источников возмещения бюджетного дефицита за счет привлечения свободных средств физических и юридических лиц. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.
Больше по теме:
Организационные подходы к управлению рисками
Управление рисками является основным содержанием работы банка в процессе кредитования субъектов хозяйствования и охватывает все стадии этой работы - от первичного рассмотрения кредитной заявки до завершения расчетов и рассмотрения вопроса ...
Внутрирегиональные электронные расчеты Банка России
Среди межбанковских расчетов, в том числе электронных, осуществляемых Банком России, основную долю (до 80%) занимают внутрирегиональные платежи. Во многом это обусловлено активно применяемыми банками собственными операциями по купле-прода ...
Инвестиционный пай
Инвестиционный пай — это именная ценная бумага, удостоверяющая долю ее владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (ПИФ), право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управле ...