Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь
Участниками рынка государственных ценных бумаг являются :
Министерство финансов Республики Беларусь - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь, разрабатывает предложения, определяет условия выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных долговых обязательств, формирующих как внутренний, так и внешний государственный долг;
Национальный банк Республики Беларусь - финансовый агент правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг, осуществляет сделки по их купле-продаже на вторичном рынке, выполняет функции центрального депозитария, осуществляет контроль за учетом находящихся в обращении государственных облигаций, имитирует собственные краткосрочные облигации;
Инвесторы
Спектр инструментов, используемых Правительством Республики Беларусь для привлечения и перераспределения финансовых ресурсов достаточно велик.
Решением Правления Национального банка было утверждено «Положение об операциях Национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке», где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежной массы.
В Статье 54 Банковского кодекса Республики Беларусь определены следующие операции Национального банка (НБ РБ) с ценными бумагами:
Национальный банк при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ЦБ, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами.
Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение.
Операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов Национального банка, наряду с двумя другими - нормативными (правила, экономические нормативы, формы учета и отчетности, меры ответственности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). Национальный банк проводит операции на всех сегментах финансового рынка, взаимодействуя с коммерческими банками Республики Беларусь и иностранных государств, Правительством и государственными органами Республики Беларусь, центральными банками и правительствами других государств, международными финансовыми организациями.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные облигационные займы и без облигационные займы.
Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как: 1. Именными; 2. На предъявителя; 3. Процентными; 4. Беспроцентными (целевыми); 5. Выигрышными; 6. Свободно - обращающимися; 7.С ограниченным кругом обращения; 8. Сберегательными; 9. Казначейскими.
Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами.
Министерство финансов от имени правительства выпускает следующие виды государственных ценных бумаг. Для юридических лиц:
государственные краткосрочные облигации (ГКО) - со сроком обращения до одного года;
государственные долгосрочные облигации (ГДО) - со сроком обращения один год и более.
ГКО и Г ДО могут выпускаться с дисконтным и процентным доходом.
С 1994 года началась программа по заимствованию финансовых ресурсов путем выпуска государственных ценных бумаг. Это был год «первых шагов» на рынке государственного заимствования, фактически только отрабатывался механизм покрытия бюджетных расходов за счет привлечения средств с финансовых рынков. Однако и тот небогатый опыт, полученный в ходе четырех выпусков, позволил сделать вывод о широких возможностях использования государственных долговых обязательств на финансирование дефицита бюджета и бюджетных расходов.
Поэтому в качестве одной из мер по реализации Закона о бюджете РБ на 1995 год и Указа Президента «Об уточнении бюджета Республики Беларусь на 1995 год и временных мерах по сокращению бюджетных расходов» было наделение Министерства финансов правами по управлению государственным долгом, исключая выпуск ГЦБ. И хотя в Законе о бюджете на 1995 год еще не было выделено отдельной строкой финансирование дефицита государственного бюджета за счет поступлений от размещения государственных долговых обязательств, своим решением Правительство установило довести объем выпуска ГЦБ до 20% утвержденного на этот год дефицита бюджета. При этом доходы от реализации этих ценных бумаг планировались в сумме 250 млрд. руб. Фактически же в 1995 г. за счет данного источника было получено 528 млрд.руб.
Больше по теме:
Перспективные операции коммерческих банков на рынке ценных бумаг
В докризисное время экономика Российской Федерации демонстрирует устойчивые темпы роста. Объективными предпосылками для этого стал, прежде всего, рост цен на сырьевые товары, вызванный бурным ростом спроса на них со стороны прежде всего э ...
Филиалы и представительства иностранных банков
Третье звено Российской банковской системы – филиалы и представительства иностранных банков. Россия не создает каких-либо необычных требований в отношении участия нерезидентов в капитале российских кредитных организаций. Это стандартные т ...
Автоматически возобновляемые ссуды
В современных условиях в США стал применяться потребительский кредит в виде сочетания текущих счетов с продажами в рассрочку - так называемый “автоматически возобновляемый кредит". Сущность этого способа сводится к тому, что банки на ...