Понятие, сущность и виды ценных бумаг
Ценная бумага может существовать как в документарной, так и в бездокументарной форме. Бездокументарная форма не может быть применена к предъявительским ценным бумагам, которые в принципе не могут существовать иначе, как на бумажных носителях. Не касается она и таких ценных бумаг, как векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, коносаменты, варранты, закладные.
По мнению профессора Колесникова В.И. «рынок ценных бумаг выступает главной составной частью финансовой системы государства, характеризующейся институциональной и организационно-функциональной спецификой»[2].
С данным утверждением нельзя не согласиться, поскольку подавляющее число рыночных субъектов принимают на себя обязательства, имеющие форму ценных бумаг. Однако, являясь "подсистемой" финансовой сферы, рынок ценных бумаг сам является сложной системой, выполняющей в финансовой сфере двоякую роль:
а) в качестве механизма размещения долгосрочных капитальных ресурсов;
б) в качестве механизма денежного рынка.
Рынок ценных бумаг является ядром, как фондового рынка, так и значимой частью денежного рынка. Следовательно, оправдано традиционное для экономической литературы деление ценных бумаг на две большие группы: денежные и фондовые ценные бумаги, т.е. те, которые обращаются на денежном рынке, и те, что обращается на фондовым рынке (его называют также рынком капиталов).
В группу фондовых (капитальных) ценных бумаг включают: акции, облигации, инвестиционные сертификаты, ипотеки (закладные листы) и их разновидности. Экономическая роль капитальных ценных бумаг многогранна.
Во-первых, они позволяют аккумулировать крупные капиталы из более мелких капиталов и сбережений населения для финансирования реального производства.
Во-вторых, создают огромное количество собственников, заинтересованных в доходности предприятий.
В-третьих, придают мобильность капиталу, его быстрой переориентации в те отрасли, где он может принести наибольшую прибыль.
В- четвертых, являются инструментом перелива капиталов из отрасли в отрасль и из предприятия в предприятие, дающим возможность тиражирования прав собственности и их переуступки, оформления долгов и придания им ликвидной формы.
Среди капитальных ценных бумаг различают долевые бумаги, или фонды, и долговые бумаги, или долги.
Главный вид долевых бумаг - акция. Рынок акций - наиболее важная для рыночной экономики часть всего рынка ценных бумаг. Его назначение - собирать воедино мелкие капиталы для формирования крупномасштабного производства, приносящего высокие прибыли.
Акции свидетельствуют о праве их держателей (акционеров) на соответствующую долю всего имущества акционерного общества.
Владение акциями обеспечивает им получение дивидендов компании, право на преимущественное приобретение новых акций данной фирмы; право голоса при выработке решений и запросов на общих собраниях акционеров; право на часть собственности компании в случае ее банкротства.
Права акционеров зафиксированы в акционерном законодательстве.
Разновидностью долговых ценных бумаг являются облигации, выражающие отношения долгосрочного займа. К ним относят обязательства центрального правительства, местных органов власти, банков, нефинансовых корпораций. Облигация - это право (титул) на регулярный доход, чаще всего выраженный в твердо фиксированной сумме, которая составляет определенный процент к нарицательной стоимости облигаций.
Больше по теме:
Проблемы функционирования деятельности Национального банка Республики Казахстан
В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Национального банка области надзора за банковским сектором ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской сист ...
Особенности организации кредитной системы в Республике Беларусь
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится ...
Влияние рекламы на развитие банковских услуг
Реклама - как важная часть маркетинговой программы. Важная часть маркетинговой программы - реклама и продвижение банковских продуктов.
В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главно ...