Основные направления реформирования системы обязательного социального страхования
Следует также обратить внимание на то, что постановка вопроса о разгосударствлении системы ОСС базируется не на умозрительных заключениях, а на реальных социально-экономических изменениях, происшедших в России в результате перехода к рыночной экономике.
И это в первую очередь относится к резкому сокращению возможностей государства по финансированию социальной сферы. Доля государственного бюджета в ВВП упала с 45,2% в 1992 г., до 27,8% в 2004 г. Прямым последствием таких изменений явилось отсутствие у государства достаточных ресурсов для обеспечения эффективной социальной защиты населения. И сегодня становится все более ясно, что без широкого развития страховых форм социальной защиты населения выйти из этого тупика невозможно.
Кроме того, важно изменение порядка формирования финансовой базы ОСС. Эти изменения должны в себя включать:
а) возвращение к практике уплаты страховых взносов, отмены ЕСН и плоской шкалы налогообложения;
б) обеспечение полной автономности и независимости бюджетов фондов обязательного социального страхования от государственного бюджета. Должны быть созданы условия для долговременного баланса доходов и расходов фондов ОСС, его финансовая система должна восстановить свойство достаточности собственных финансовых ресурсов;
в) повышение размера страховых выплат до уровня, обеспечивающего воспроизводство индивида при наступлении страхового случая. Другими словами, речь идет о преодолении чрезвычайно низкого уровня страховой защиты.
Реализация этого требования предполагает необходимость законодательного закрепления размеров и пропорций ВВП, направленных на нужды социального страхования. По оценкам экспертов эта доля в 2007-2010 гг. должна составлять 10-12% ВВП, а в 2011-2015 гг.— порядка 13-15% ВВП, или в 2 раза больше существующих объемов и пропорций.
Процесс формирования нового облика системы ОСС, по-видимому, займет несколько лет, так как имеется ряд социально-экономических ограничений. В их число входят:
• низкий уровень оплаты труда;
• низкая доля расходов на социальное страхование (порядка 8% от ВВП, в то время как в развитых странах эта доля составляет 25%);
• политическая ситуация. Реформирование социального страхования требует не только принятия ряда "непопулярных" мер, но и понимания системы ОСС как одного из важнейших институтов гражданского общества;
• препятствием к проведению реформ является менталитет россиян, в том числе и властных структур, которым свойственен взгляд на государство как на единственного защитника их социальных прав (по результатам опроса ВЦИОМ так считают 94% опрошенных)[9].
Больше по теме:
Система страхования в России
Созданием законодательной основы формирования системы страхования вкладов послужило принятие Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Целями системы страхования вкладов являются ...
Значение, задание и информационное обеспечение анализа прибыли и
рентабельности банка
В условиях рыночной экономики получение прибыли и обеспечение рентабельной деятельности являются необходимыми факторами для существования любого субъекта предпринимательства. Прибыль характеризует стойкость кредитного учреждения. Она необ ...
Законы кредита
Представление общества о кредите не может быть полным без раскрытия законов его движения. Знание законов, налаживание механизмов их реализации дают возможность наиболее успешно применять те ресурсы, которые дополнительно получают субъекты ...