Заключение
Необходимым условием выполнения задачи по обеспечению населения доступным жильем, которая определяется в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 26.05.2004 г. как одна из самых актуальных, является формирование развитого рынка ипотечного жилищного кредитования.
Здесь следует привести высказывание сенатора Максима Карловича Цеймерна, представителя одной из ветвей баронского рода из лифляндского дворянства, сделанное в конце XIX века: «Благодеяния хорошо устроенной ипотечной системы так велики, что в настоящее время непростительно было бы не воспользоваться, без всякого отлагательства, существующими в России элементами, при помощи коих ипотечная система могла бы быть введена прочно и успешно, и без таких нововведений, которые нашему быту были бы чужды». Его слова и в настоящее время, спустя века, находят свое отражение.
Ощутимо то, что развитию ипотеки в последнее время уделяется значительное внимание, как со стороны органов власти, так и со стороны рынка. При этом в целом все участники сходятся на признании значительной роли ипотечного кредитования в экономике страны, в связи с чем в ближайшее перспективе ожидается большой рост объемов ипотечного кредитования, и многие организации (банки), выдающие жилищные ипотечные кредиты, столкнутся с необходимостью финансирования ипотечных программ. Это является главной предпосылкой для создания разнообразных схем рефинансирования ипотечных активов.
Рост системы финансирования жилищного строительства в России требует частных капиталовложений. В настоящее время не хватает средств для формирования капитала путем мобилизации индивидуальных сбережений и передачи их в систему долгосрочного инвестирования. Тем не менее, можно было бы побудить крупные государственные и коммерческие банки расширить масштабы кредитования семей со средними доходами, если бы существовал долгосрочный капитал, если были бы снижены административные издержки, связанные с ипотечным кредитованием, и если были бы убраны юридические препятствия на пути ипотечного кредитования.
Предполагается, что основным способом рефинансирования ипотечных активов должен стать выпуск облигаций с ипотечным покрытием и ипотечных сертификатов участия, предусмотренных законом «Об ипотечных ценных бумагах». Причем следует заметить, что новая концепция развития единой системы рефинансирования ипотечного жилищного кредитования в России, принятая Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, направлена на развитие процессов секьюритизации не самого АИЖК, а иных эмитентов (инициаторов). Следовательно, механизм работы федерального агентства к 2008 году будет строиться на качественно новом уровне: планируется снижать объемы выкупа непосредственно закладных с одновременным увеличением объема средств, направляемых на рефинансирование в форме выкупа долгосрочных выпусков ипотечных ценных бумаг, выпущенных иными эмитентами.
Задачей АИЖК по мере сокращения его роли как эмитента (инициатора) выпусков ипотечных ценных бумаг и сокращения объемов рефинансирования ипотечных кредитов, будет являться увеличение объемов деятельности по приобретению долгосрочных выпусков ипотечных ценных бумаг, выпущенных иными эмитентами.
Однако существуют и некоторые препятствия в развитии указанной системы рефинансирования. Ключевым из них является установление Центральным банком РФ высокого норматива достаточности капитала для банков-эмитентов ипотечных ценных бумаг. Большинство универсальных банков без большой доли депозитов населения смогут выпускать облигации с ипотечным покрытием после накопления достаточного портфеля ипотечных кредитов.
Применение 14%-го норматива достаточности капитала на резерв по дефолту ипотечного покрытия дает необходимость резервирования в 2006 году 5,5 млрд. рублей, в 2008 году 17,2 млрд. рублей, и в 2010 году – 36,8 млрд. рублей.
Больше по теме:
Анализ управления кредитным риском на примере ООО "Хоум Кредит энд
Финанс Банк"
Банк был создан в соответствии с решением собрания учредителей (Протокол № 1 от 18 апреля 1990 года) зарегистрирован Государственный банком СССР 19 июня 1990 г. с наименованием Инновационный банк "Технополис" (регистрационный но ...
Управление процентными рисками
Система управления процентным риском представляет собой совокупность блоков элементов, к которым относятся:
§ субъекты управления, идентификация процентного риска;
§ анализ и оценка процентного риска;
§ способы регулирования и монитори ...
Денежно-кредитная политика
Денежно-кредитная политика – совокупность мер, проводимых центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития. Механизм регулирования вк ...