Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2006- 2007 гг.
Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала внесения изменений по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую установленный лимит. В Республике Казахстан норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.
Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка.
Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных с движением капитала. Так, если в 2006году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2007 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре выданных лицензий отмечена тенденция роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением охвата валютным контролем импортных сделок.
Денежно-кредитная статистика характеризует изменение денежной массы, объема депозитов, а также объем выданных кредитов в экономику (Приложение А). Анализ данных показывает, что важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежеспособных средств, обслуживающих хозяйственный оборот. Так по состоянию на 1.09.2007 совокупный объем денежной массы по сравнению с 2007 годом возрос в 1,2 раза; по сравнению с 2006 годом - в 2,0 раза и составил на 1.09.05 года 1974,7 млрд. тенге. При этом денежная база (наличные деньги) увеличились по состоянию на 1.09.05 года по сравнению с 2007 годом на 42,7 млрд. тенге или 1,1 раза; по сравнению с 2006 годом в 1,6 раза и составили на 1 сентября 2007 года в сумме 399,5 млрд. тенге
Невысокие темпы роста наличных денег объясняется ростом в обращении платежных карточек, что способствует увеличению безналичного оборота в средствах расчета. Таким образом, стабильность денежной единицы, соответствие её массы потребностям экономики является важнейшим показателем сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько деятельность банков отвечает назначению экономике [9, c.76].
Анализ других показателей деятельности банковского сектора также характеризует тенденцию укрепления банковской системы, которая продолжает укрепляться. Высокими темпами роста характеризуются такие показатели как депозиты (за 9 месяцев 2007 года рост на 16,8% ) , кредиты в экономику (за 9 месяцев 2007 года рост на 13,7% ). Таким образом, произведенный анализ основных макроэкономических показателей Национального банка показал в целом позитивное влияние на экономику страны. Поэтому проведем оценку деятельности Национального банка как банка, координирующего деятельность коммерческих банков.
Деятельность Национального банка Республики Казахстан отражается, прежде всего, на укреплении и эффективной деятельности банков второго уровня, поскольку банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Реформирование банковской системы происходило на протяжении всех лет рыночной экономики и по настоящее время продолжается работа по консолидации деятельности банковского сектора. На начальном этапе реформирования банковской системы в республике действовало более 200 коммерческих банков, из которых больше половины страдала хронической недостаточностью капитала, что привело к невыполнению пруденциальных предписаний Национального Банка, многие из них не справлялись с проблемой поддержания своей текущей ликвидности, и это привело к несвоевременному выполнению обязательств перед клиентами и вкладчиками. Первостепенной задачей Национального банка являлось недопущение аналогичных недостатков и просчетов в банковской системе республики.
Национальный банк достаточно четко осуществляет свои функции по отношению к банкам второго уровня, это прослеживается через принимаемые решения и дополнения к существующему законодательству. С каждым годом усиливаются требования Национального банка к качеству банковской сферы. Одним из таких требований является Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, предусматривающая обязательную реорганизацию или ликвидацию слабых банков, которые не выдерживают требования программ и правил Национального банка страны.
Процесс лицензирования, проводимый Национальным банком, заключается в следующем:
а) минимальное требование к капиталу - данное ограничение может быть установлено на высоком уровне в целях ограничения доступа в сферу банковской деятельности; либо ограничивается количество выдаваемых лицензий;
Больше по теме:
Общая характеристика законодательной базы обязательного
социального страхования
Под законодательной базой обязательного социального страхования обычно понимается совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность системы обязательного социального страхования.
Роль и значение законодательной базы для ...
Значение, задание и информационное обеспечение анализа прибыли и
рентабельности банка
В условиях рыночной экономики получение прибыли и обеспечение рентабельной деятельности являются необходимыми факторами для существования любого субъекта предпринимательства. Прибыль характеризует стойкость кредитного учреждения. Она необ ...
Формирование ресурсов коммерческих банков
Коммерческие банки в современной России начали возникать всего 6 - 7 лет назад и уже за этот кратчайший период прошли все фазы экономической жизни коммерческих организаций: становление, стремительное развитие, сверхприбыли и зачастую - ба ...