Банки и банковское дело

Сущность и принципы организации безналичных расчетов

Страница 4

Для открытия расчетного счета в учреждения ком­мерческого банка представляются следующие доку­менты:

- заявление об открытии расчетного счета по устано­вленной форме;

- документ о государственной регистрации предпри­ятия (предварительно заверенный соответствующим органом исполнительной власти);

- копия учредительного договора о создании пред­приятия (заверенная нотариально);

- копия устава (нотариально удостоверенная); документ о подтверждении полномочий директора предприятия (протокол собрания учредителей или кон­тракт);

- документ о подтверждении полномочий главного бухгалтера предприятия (приказ о приеме на работу или контракт);

- две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);

- справка от налоговой инспекции о постановке пред­приятия на учет для взимания налогов;

- справка о постановке предприятия на учет в пенси­онном фонде; - регистрационная карточка статистических органов.

Все перечисленные документы сдаются либо глав­ному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру бан­ка. После соответствующей экспертизы документов банк открывает предприятию расчетный счет (на со­ответствующем балансовом счете банка) с присвое­нием номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком ДОГОВОРА О РАСЧЕТНО-КАССОВОМ ОБСЛУЖИВАНИИ.

Совершение операций по счету начинается с момента получения банком уведомления из налогового органа о получении извещения об открытии счета налогоплательщику-предприятию.

В соответствии с названным договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами (про­ведение расчетов, выдача денежных и расчетных че­ковых книжек, а также выписок из лицевых счетов, осуществление почтовых и телеграфных услуг и т. п., оказание консультационных услуг по вопросам ведения счетов и т. п.); по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента, по конфиденциальности информации о хозяйственной де­ятельности клиента; по сохранению коммерческой тай­ны по операциям клиента. Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нор­мативных актов, регулирующих порядок осущест­вления расчетных и кассовых операций; хранить все свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгал­терскую и статистическую отчетность, отвечающую требованиям Положения о бухгалтерском учете и от­четности, и другие документы, необходимые для ор­ганизации расчетно-кассового обслуживания; предва­рительно в письменной форме уведомить банк о за­крытии счета, а также об изменении организационно-правовой формы (с представлением в последующем соответствующих нотариально удостоверенных учре­дительных документов).

В договоре на расчетно-кассовое обслуживание предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание средств со счета клиента или зачисление банком сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за достоверность доку­ментов, представляемых для открытия счета и ведения операций по нему; за несвоевременное предоставление кассового прогноза на предстоящий квартал; за нару­шение сроков оплаты услуг, оказываемых банком; за неполучение наличных денег, забронированных бан­ком для него в день, указанный в заявке, и т. п.

В договоре фиксируются размеры штрафов за каж­дое из перечисленных нарушений как с одной, так и с другой стороны. В договоре предусматриваются порядок разрешения споров, срок его действия и осо­бые или дополнительные условия.

При государственной поддержке, привлекая средства коммерческих банков, ЦБР должен создать высокоэф­фективную общегосударственную систему межбан­ковских расчетов, отвечающую мировым достижени­ям. Дело упирается в техническую оснащенность дан­ной системы. На первое место выступает организация электронных платежей, освобождающая банки от пе­ресылки друг другу первичных документов. В качестве дополнения к системе межбанковских расчетов через ЦБР могут существовать различного рода клиринго­вые структуры, а также прямые расчеты между ком­мерческими банками.

Страницы: 1 2 3 4 5

Больше по теме:

Особенности условий различных компаний Украины при предоставлении услуг по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств
Для проведения исследования мною были выбраны следующие страховые компании: Акционерная страховая компания «ИНГО Украина» начала свою деятельность в 1994 году как АСК «Остра-Киев». В 2004 году, в связи со вступлением в Международную стра ...

Депозитарные расписки. АДР и ГДР
Депозитарные расписки являются рыночными производными ценными бумагами, поскольку их базовые ценные бумаги приобретаются и являются собственностью депозитария (чаще всего в их роли выступают коммерческие банки), который затем выпускает св ...

Этапы и методы управления валютным риском
Измерение и идентификация риска на сегодняшний день является только первым шагом управления рисками и контроля за ними в банковском секторе. Банкиры должны рассматривать управление рисками как логическую последовательность действий от пос ...