Расчеты платежными требованиями-поручениями
До конца 80-х годов преобладающей формой акцепта, используемой на практике, был отрицательный акцепт последующего характера, поскольку данная форма акцепта ускоряет движение денежных средств и получение платежа. В период 1990-1991 гг. в связи с организационными изменениями в расчетах (появлением большого числа новых хозяйствующих субъектов, новых коммерческих банков, переводом последних на расчеты через РКЦ) основной формой акцепта стал отрицательный акцепт предварительного характера.
Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, введенное в действие в 2002 г., предусматривает использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.
Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован.
Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.
Для акцептования платежного требования-поручения плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:
1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка;
2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика;
3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.
При частичном отказе от оплаты в платежном требовании-поручении в графе «Сумма к платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить расчетный счет поставщика.
В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с оформленным платежным требованием-поручением для пересылки его вместе с последним в банк поставщика. )
В случае полного отказа от акцепта платежное требование-поручение вместе с сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком непосредственно поставщику, минуя банк.
Расчеты платежными требованиями-поручениями, являясь новой для нашей банковской практики формой безналичных расчетов (введена с 1990 г.), можно оценить в качестве перспективной, так как она сочетает в себе достоинства как отмененных с 1992 г. расчетов платежными требованиями, так и действующих расчетов платежными поручениями. Она отвечает финансовым и хозяйственным интересам и поставщиков, и покупателей, укрепляет договорные отношения в хозяйстве:
Больше по теме:
Влияние ПР на ИТ - технологии и новые банковские продукты
На сегодняшний день у банковской системы имеется острая потребность информирования населения, прежде всего молодежи, а также необходимость рекламирования банковских услуг. ИТ - технологии — не роскошь, а путь к победе. Банки не могут рабо ...
Сущность и функции клиринга и расчетов
Клиринг
вообще - это зачет взаимных требований и обязательств. Биржевой клиринг
- это клиринг между участниками биржевой торговли, основанный на установлении того, кто, кому и в какие сроки должен уплатить деньги и поставить биржевой ак ...
Банковская система в условиях кризиса
Как известно, нагрянувший в 2007 году финансовый кризис не обошел своим вниманием ни одну сферу нашей жизни, коснувшись ее прямо или косвенно, особенно досталось банковской системе.
"Внешний долг банков Казахстана на пике кризиса бы ...