Проблемы рынка страхования лизинговых операций
Основным фактором, ограничивающим возможности роста рынка, является невысокий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей, что вынуждает лизинговые компании отказываться от заключения сделок. Наиболее остро беспокоивший лизингодателей вопрос, а именно нехватка долгосрочного финансирования в требуемых объемах, сегодня сместился на второй план. Отрицательно на лизинговую деятельность влияют также высокая стоимость лизинговой услуги для потенциальных клиентов и низкий спрос на лизинг со стороны субъектов экономики в связи с неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и опасениями осуществлять долгосрочные инвестиции. Вопросы возможных конфликтов лизингополучателей с налоговыми органами при осуществлении лизинговых сделок в настоящее время стали менее значимы по сравнению с поиском самой возможности получить лизинговое финансирование[4].
Одной из основных причин, по которым лизинговые компании неохотно прибегают к страхованию, является отсутствие необходимых им страховых продуктов. Большинство страховых компаний берутся лишь за страхование всего портфеля в целом, в то время как лизинговые компании нуждаются в страховании рисков по отдельным сделкам.
Не случайно в качестве одной из причин, препятствующих активному развитию лизинга в стране, многие специалисты указывают практически отсутствие у российских страховщиков таких инструментов, как страхование финансовых рисков. Страховать невыплату или же несвоевременную уплату лизингополучателем лизинговых платежей экономически нецелесообразно вследствие высоких тарифов. Легче лизингодателю отречься от участия в подобный сделке или повысить авансовый платеж. На худой конец, лизинговые фирмы страхуют лишь первые платежи, которые являются указателем платежеспособности покупателя. Следует помимо прочего подчеркнуть недостаточность предложения со стороны страховых фирм, осуществляющих страхование экономических рисков. В целях развития лизинга необходимо широкое применение страхования рисков и ответственности как совокупности элементов риск-менеджмента. В единичных случаях, когда страховая компания оказывает клиенту данную услугу, стоимость ее настолько велика, что это неизбежно приводит к увеличению общей суммы лизинговых платежей, то есть лизинговая компания становится неконкурентоспособной [14].
На практике практически не покрывается страховыми программами предпринимательский риск, связанный с просчетами в маркетинговой стратегии и, как следствие, с отсутствием спроса на продукцию или спросом, более низким, нежели планируемый. Уменьшить этот риск можно методом избегания (обратившись в специализированные консалтинговые агентства еще на стадии составления бизнес-плана).
С конца 2008 года при сохранении спроса на лизинговые услуги стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Это произошло в результате возникших проблем на кредитном рынке и нарушения процессов рефинансирования. Кризисом были серьезно затронуты базовые отрасли промышленности, металлургия, строительный сектор. Ощутимо сократились железнодорожные и авиаперевозки. В меньшей степени пострадали сегменты бизнеса, связанные с оказанием ежедневных услуг и торговлей.
С сентября 2009 года ситуация стала улучшаться. По оценкам, с которыми согласны большинство участников рынка, локомотивом развития всего рынка лизинга в прошлом году и начале этого года стал автолизинг. Несмотря на рекордное падение уровня продаж в первой половине 2009 года, именно сегмент автолизинга начал быстрее всего восстанавливаться после кризиса.
Кризис существенно повлиял на характер спроса. Если в 2007 и 2008 годах лизинг приобретались автомобили премиального сегмента, организации существенно расширяли автопарки, то в прошлом году компании совершали более экономичные приобретения. Серьезные перспективы есть у рынка подержанной техники. Это связано, в том числе с тем, что многим компаниям в 2009 пришлось столкнуться с проблемой реализации техники, возвращенной должниками. Среди других направлений лизинга, – лизинг техники для коммунальных хозяйств, лизинг торгового оборудования, лизинг оборудования для кинотеатров.
Больше по теме:
Сущность, функции и виды кредита
Кредит является неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, оказывающим непосредственное воздействие на процессы расширенного воспроизводства на макроуровне и на уровне отдельного предприятия. Будучи одновременно категорией воспроизводств ...
Система РТС
Основная цель Группы РТС - формирование и развитие экономически эффективной саморегулируемой инфраструктуры для образования цены на ценные бумаги и финансовые инструменты.
В настоящее время Группа РТС представляет собой интегрированную т ...
Ценные бумаги как биржевой товар
Ценная бумага
- это соответствующим образом оформленный документ, имеющий ряд обязательных реквизитов и выражающий имущественные (долговые) отношения между сторонами, подтверждающий право ("титул") на какое-либо имущество или д ...