Проблемы рынка страхования лизинговых операций
Спрос на страхование лизинговых сделок напрямую зависит от объема рынка лизинга. Негативные факторы, влияющие на развитие рынка лизинговых операций, приведены в таблице 7.
Таблица 7. – Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый
рынок
Место |
Негативный фактор |
1 |
Ухудшение кредитного качества потенциальных клиентов, вынуждающее отказывать в осуществлении сделки |
2 |
Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме (в том числе ограниченное кредитование со стороны банков) |
3 |
Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками ("длинных денег") |
4 |
Высокий уровень удорожания для потенциальных лизингополучателей (конечная стоимость лизингового финансирования с учетом процентных ставок банков и маржи лизингодателя) |
5 |
Низкий спрос на лизинговые услуги из-за опасения клиентов планировать деятельность на длительный срок |
6 |
Низкая обеспеченность лизинговых компаний собственным капиталом |
7 |
Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов |
После резкого падения в конце 2008 – начале 2009 года спрос на услуги страховщиков начал постепенно восстанавливаться. Проанализировав ситуацию за год, видно, что наименее всего от кризиса пострадал спрос на медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности. Стабильность сохранилась в проектах связанных с бюджетным финансированием [21].
Страховые компании стали играть ощутимо большую роль в сделках, принимая в них участие с начального периода, в частности в качестве консультантов по рискам. Лизингодатели совместно со страховщиками стали значительно больше внимания уделять мониторингу дебиторской задолженности клиентов. Лизингодатели ужесточили требования по страхованию сделок и теперь практически в 100% случаев страхуется весь цикл, начиная с момента приобретения (доставка, монтаж и т.д.), тогда как до кризиса были «возможны варианты».
На сегодня самая большая проблема рынка страхования лизинга – отсутствие опыта и у страховщиков, и у предприятий. Именно поэтому в международных сделках, участвует чаще всего западный страховщик. Как только лизинговые сделки в России станут повсеместными, страховщики смогут полноценно зарабатывать на страховании лизинговых платежей.
Для дальнейшего расширения лизинговых операций в России необходимо четкое понимание участниками сделки того, что страхование – не дополнительный налог, а гарантия выполнения сторонами взятых на себя обязательств. С другой стороны, увеличение лизинговых платежей, обусловленное страхованием, делает лизинговые схемы менее привлекательными для лизингополучателя и потому сужает рынок. Лизинговая компания должна сделать выбор: либо она страхует свои финансовые риски и тем самым сужает круг потенциальных клиентов, либо не страхует, имея при этом широкий круг лизингополучателей, но работает в условиях высоких финансовых и коммерческих рисков.
Больше по теме:
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Национального
Банка
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Национального банка Кыргызской Республики законодательно определены Конституцией Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кы ...
Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины
За последние 10 лет убытки от природных катастроф в мировом масштабе возросли в 9 раз, их суммарный объем достиг 676 млрд. дол. По прогнозам, к середине столетия ежегодные убытки будут составлять 300 млрд. дол. В таких условиях защита нас ...
Влияние рекламы на развитие банковских услуг
Реклама - как важная часть маркетинговой программы. Важная часть маркетинговой программы - реклама и продвижение банковских продуктов.
В этом участвуют как главная контора банка, так и его отделения. Рекламная кампания, проводимая главно ...