Основные направления совершенствования процесса кредитования юридических лиц в ОАО «Белпромстройбанк»
Девяностые годы двадцатого столетия стали периодом существенных изменений, значительных структурных преобразований и совершенствования банковской системы Республики Беларусь. Но складывающаяся в стране практика их осуществления не избежала влияния негативных явлений и тенденций, свойственных переходному периоду, в том числе и в сфере кредитования.
Структурную уязвимость банковского и реального секторов Республики Беларусь в большей степени определяют следующие из них:
1) Факторы макроуровня:
– нестабильная экономическая ситуация страны;
– незрелость рыночных отношений;
– отсутствие прочной законодательной базы.
2) Факторы микроуровня:
– межбанковская конкуренция. Трансформационные процессы экономической системы усиливают конкурентную борьбу между составляющими банковской сферы и ведут к вытеснению мелких и средних банков, что определяет концентрацию и централизацию банковского капитала.
– неразвитость банковской инфраструктуры. Возникновение новых и модификация традиционных кредитных отношений в условиях рынка обуславливает устранение дисбаланса и разнообразие банковских институтов.
– неправильное направление кредитной работы. Вариантность развития переходной экономики и ее подверженность кризисным явлениям влекут неверность выбора услуг, операций, структуры деятельности кредитного характера банками.
– отсутствие налаженной проверки клиентуры.
Перечисленные факторы диктуют потребность в разработке подходов реформирования кредитных отношений в Республике Беларусь.
В целях увеличения ресурсной базы для кредитования экономики предлагается проводить работу по:
а) погашению проблемной задолженности по кредитам, в том числе досрочному погашению реструктуризированной задолженности: погашению просроченных и не взысканных процентов по кредитам;
б) развитию банковских услуг и инструментов, не связанных с отвлечением ресурсов банка (кредитование за счет средств иностранных кредитных линий, использование документарных форм расчетов и инструментов торгового финансирования, выдача банковских гарантий и поручительств).
Анализ кредитования юридических лиц в Октябрьском отделении ОАО «Белпромстройбанк» показал, что банк обладает высоким качеством кредитного портфеля, доля проблемных кредитов сократилась и составила за последний отчетный год лишь 0,01 процент. Между тем в мировой банковской практике нормальным считается до 5 –10 процентов проблемных кредитов в кредитном портфеле банка [18, с. 41].
В целях совершенствования процесса кредитования юридических лиц в Октябрьском отделении ОАО «Белпромстройбанк» важнее всего оценить такие элементы, как организация кредитного процесса, соблюдение созданной банком системы лимитов и одобрения кредитов, анализ и оценка индивидуальных и совокупного кредитных рисков, сопровождение кредитов и внутренний контроль, управление проблемными кредитами, а также проанализировать и оценить используемые отделением методы управления кредитным риском (предупреждение, избежание, минимизация риска).
В ходе оценки уровня организации кредитного процесса в отделении банка изучается структура подразделений, осуществляющих кредитные операции, их задачи и функции, механизмы взаимодействия с другими службами отделения, функциональные обязанности специалистов. Нередкой является ситуация, когда предварительный анализ кредитной сделки входит в функциональные обязанности работников, которые впоследствии осуществляют и сопровождают данную сделку. Введение должности риск-менеджера в отделении банка, без одобрения которого невозможно осуществление операции, подверженной кредитному риску, способствовало бы снижению индивидуального кредитного риска по сделке.
Больше по теме:
Понятие, классификация имущественного страхования
Страхование имущества является одной из подотраслей имущественного страхования, объектом которого выступают интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Рассматриваемая подотрасль включает большое число видов ...
Основные направления развития банковской рекламы
Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам - промышленным, торговым и иным предприятиям и организациям, а также населению. В последние десять-два ...
Трастовые услуги физическим лицам
Одной из функций банка в области трастовых операций является управление персональными трастами, т.е.предоставление трастовых услуг физическим лицам. Такие операции возникают как соглашение между доверителем и доверенным лицом и связаны в ...