Классификация банковских услуг для корпоративных клиентов в коммерческих банках РФ
Предоставление банковских услуг - это основная деятельность любого банка. Для того, чтобы получить прибыль, банковское учреждение должно создать свою услугу, необходимую клиенту, определить ее цену, выйти с ней на рынок и реализовать ее. Иными словами, банковская услуга - это услуга, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке. Товар банка специфичен - это банковские услуги, которые представляют собой операции с деньгами и ценными бумагами, а также посреднические операции и консультационные услуги финансового характера.
Классификация услуг банка может проводиться по различным признакам.
При этом Лобачева Т.А., Сюляргина А.Ю. предоставляемые банком услуги предлагают разделить на четыре типа [18,С.72]:
1) стратегические – позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо образе жизни;
2) текущие – позволяют клиенту банка оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане;
3) оперативные – позволяют клиенту банка подготовиться и быстро решить незапланированные проблемы;
4) специальные – позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных ситуациях.
Дихтяр В.И., давая классификацию услуг для предприятий, делит их на банковские и небанковские [19,С.104]. К банковским он относит традиционные – депозитные, кредитные, расчетные операции, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов, покупка/продажа иностранной валюты, выдача банковских гарантий, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. В число небанковских услуг автор включает размещение, подписку, покупку, продажу, учет и хранение ценных бумаг, выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг; предоставление в аренду специальных помещений или сейфов.
Тавасиев А.М. полагает, что имеющаяся у банков прерогатива по образованию платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота реализуются в выполнении следующих операций: прием денег во вклады (депозиты) от юридических и физических лиц; выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег); инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранных валют [20,С.218]. По его мнению, именно эти операции определяют природу банков. Вместе с тем, ученый к числу операций добавляет еще расчетно-кассовое обслуживание, которое не влияет на объем денежной массы, однако раскрывает природу банков. К ним он относит: открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с банковских счетов; привлечение во вклады и размещение от своего имени драгоценных металлов; выдачу банковских гарантий.
Другие ученые условно подразделяют операции на пассивные (по привлечению денежных средств); активные (по размещению); комиссионно-посреднические; доверительные (трастовые) операции [21,С.116].
Существует и другая классификация, основанная на признаках, характеризующих особенности предоставления услуг, – направленность на удовлетворение потребностей клиента (прямые, косвенные, услуги, приносящие дополнительный доход или снижение издержек), сегментация услуг по группам клиентов в зависимости от сложности [19,С.101].
Больше по теме:
Эмиссионные ипотечные ценные бумаги как инструмент вторичного рынка
ипотечных кредитов
Эффективный ипотечный рынок - центральный элемент рыночных реформ в России, а намерение сделать финансирование жилищного строительства доступным для большой части населения - это необходимый компонент любых попыток улучшения жилищных усло ...
Перечень документов, подлежащих утверждению кредитной
организацией для организации кассовой работы
Документы, касающиеся организации кассовой работы:
- положение о кассовом подразделении (документ, определяющий структуру кассового подразделения, количество касс и численность кассовых работников);
- должностные инструкции кассовых раб ...
Зарубежный опыт организации работы коммерческих банков с ценными бумагами
Организации фондового рынка Японии аналогична американской, что было связано с чисто политическими факторами: оккупацией Японии после второй мировой войны войсками США.
В Японии сложилась двухуровневая система регулирования, при которой ...