Классификация банковских услуг для корпоративных клиентов в коммерческих банках РФ
В современных экономических условиях одним из возможных способов повышения эффективности взаимодействия коммерческого банка с корпоративными клиентами является классификация клиентов, которая позволяет банку выделить наиболее перспективные группы клиентов для фокусировки усилий по повышению эффективности взаимодействия с ними.
Так, российский экономист И.И. Стоян выделяет VIP-клиентов как «клиентов, по которым уровень апостериорной и прогнозной доходности составляет заметную долю в доходах банка». [33,С. 18]
Российский экономист В.В. Романов подразделяет корпоративных клиентов на обычных и с VIP-статусом. В свою очередь, VIP-клиенты подразделяются на стандартных VIP-клиентов и стратегических VIP-клиентов. По определению В.В. Романова, «стратегический VIP-клиент коммерческого банка — это юридическое лицо, которое кроме признаков «стандартного VIP-клиента» характеризуется функционированием в стратегически приоритетном для банка регионе и/или отрасли народного хозяйства, на которое его деятельность оказывает непосредственное и системообразующее воздействие». [34, с. 9]
Российский экономист В.В. Анкудинов вводит понятие «целевой корпоративный клиент» — «это клиент, обслуживание которого приносит (может приносить) банку наибольшую финансовую и (или) иную выгоду (например, в виде улучшения репутации или расширения сегмента потенциальных клиентов)» [36,с. 10].
При этом основными критериями отнесения клиентов к корпоративным являются:
— размер прибыли, полученной банком от обслуживания клиента;
— потребление максимального спектра банковских услуг и их объем;
— объем обязательств клиента по активным операциям, подверженным кредитному риску;
— объем выручки от реализации продукции предприятия за истекший расчетный год, в том числе от экспорта;
— размер среднедневных остатков на счетах клиента.
По классификации ООО КБ «АСБ», «клиент класса VIP (VIP-клиент) — значимый для региона и банка клиент, соответствующий одному или более критериям отнесения клиентов к корпоративным, обслуживание которого требует особого внимания со стороны банка (органы государственного управления и др.)». [37,С. 44]
Согласно классификации ЗАО Банк МТБ корпоративные клиенты делятся на следующие три категории: клиенты крупного, среднего и малого бизнеса. К категории «клиенты крупного бизнеса» относятся корпоративные клиенты, объем годовой выручки которых превышает в эквиваленте 3 млрд. росс. руб. [38,С. 1].
Однако для коммерческого банка очень важно из общего массива классифицируемых корпоративных клиентов выделить наиболее приоритетные группы клиентов. Приоритетный корпоративный клиент коммерческого банка — это корпоративный клиент, который кроме стандартных признаков VIP-клиента характеризуется вхождением в число крупнейших в регионе и/или отрасли экономики и обслуживание которого на принципах стратегического партнерства позволяет банку получить наибольшую финансовую и/или иную выгоду.
Больше по теме:
Корпоративные ценные бумаги
Облигации.
Облигации - долговые обязательства акционерных обществ, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустившая их компания является должником и обязуется выплатить владельцу облигации в течение ...
Общий обзор тенденций российского рынка страховых услуг
В первом квартале 2008 года страховой рынок продолжил активное развитие. Среди тенденций прошлого квартала, можно выделить следующие основные:
· дальнейшее сокращение числа страховых компаний; активные действия надзора по борьбе с недобр ...
Центральный Банк РФ
Возглавляет Российскую банковскую систему – Центральный банк РФ (Банк России) — главный банк РФ, наделенный широкими властными полномочиями в сфере регулирования финансово-кредитных отношений. Центральный банк - основное звено банковской ...