Совершенствование организации финансов и налогообложения страховых компаний Украины
В современной страховой практике для целей налогообложения различают страховую и все другие виды деятельности. Соответственно этим двум группам определяются доходы и расходы. При этом страховщики пытаются разделять расходы таким образом, чтобы отношение "полученные платежи/общий доход" было равно отношению "расходы, связанные со страховыми обязательствами и ведением дела/ общие расходы".
По состоянию на 2009 г. облагаются налогом по ставке 3% валовые доходы страховой компании по страховой деятельности в виде полученных страховых премий по договорам страхования и перестрахования, кроме переданных в перестрахование резиденту и кроме долгосрочного страхования и перестрахования жизни. Прибыль из других источников облагается налогом по ставке 25% от суммы валовой прибыли.
По подсчетам специалистов Госфинуслуг Украины, 3%-ная ставка налога на сумму валовых премий страховщика в среднем приравнивается к 15% налога на общую прибыль. Учитывая, что для отечественных предприятий эта ставка равна 25%, страхование можно считать выгодным бизнесом.
Недавно рабочая группа в составе сотрудников Госфинуслуг, НБУ и Государственного комитета по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) разработала проект Стратегии развития финансового сектора Украины на период до 2015 года. К приоритетным задачам Стратегии в сфере страхования относятся:
- создание благоприятного инвестиционного климата и финансовых инструментов, привлекательных для инвестирования, разработка и реализация программы внедрения и развития инвестиционного страхования;
- пересмотр требований, перечня ценных бумаг и других финансовых инструментов, в которые могут размещаться резервы страховых компаний;
- применение налоговых стимулов с целью обеспечения реального сектора национальной экономики необходимыми инвестиционными ресурсами;
- переориентация спроса отечественных субъектов хозяйствования на внутренние источники финансовых ресурсов.
Не осталось без внимания реформирование налоговой системы Украины. Так, уже в третий раз за последние 2 года делается попытка построить новую модель налоговой системы. В рамках проекта распоряжения Кабинета Министров об одобрении Стратегии реформирования налоговой системы Украины декларируется, что оно будет осуществляться одновременно с упорядочением и оптимизацией системы государственных расходов, поэтапно, системно, прозрачно и научно обоснованно. В частности, в проекте признается необходимость гармонично сочетать интересы государства и налогоплательщиков, создать благоприятные условия для привлечения прямых иностранных инвестиций, разработать налоговые инструменты для стимулирования экономической деятельности. В страховой сфере рассматривается возможность перехода к применению общей системы налогообложения прибыли и введения переходного периода.
Отечественные специалисты предлагают различные подходы к налогообложению страховой деятельности. Так, например, рассмотрены преимущества и недостатки основных систем налогообложения доходов и прибыли страховщиков и предложены методы налогового стимулирования инвестиций в ценные бумаги. Предлагается также вариант налогообложения доходов от страховой деятельности с одновременным введением разных ставок для конкретных видов страхования. Один из авторов полагает, что действующая система налогообложения является компромиссной и что к резкому переходу на налогообложение прибыли не готовы ни государство, ни рынок, а другой автор убедительно показывает, каким образом операции с техническими резервами используются страховщиками для построения хитроумных схем уклонения от уплаты налогов.
Итак, можно утверждать, что, во-первых, налогообложение премий создает нерыночные преимущества для сектора страхования по сравнению с другими конкурентными финансовыми рынками, во-вторых, реализация эффективного налогообложения является сложной задачей, в-третьих, не существует всеобъемлющего взгляда на проблему.
База налогообложения существенно зависит от его объекта, валовых доходов и расходов страховщика, а в конечном счете - от правильного определения финансовых результатов деятельности компании. Поэтому сначала рассмотрим, как формируются финансовые результаты страховщика в нынешних условиях.
Больше по теме:
Проблемы функционирования фонда
социального страхования РФ и способы их решения
В комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования. Необходимость ее проведения вызвана рядом причин, среди которых главная - переход к рыночной экономике. Он хар ...
Принципы ДМС
Сходство ОМС и ДМС заключается в единстве цели — предоставлении гражданам гарантий получения медицинской помощи с использованием страхового механизма. Однако в отличие от ОМС, базирующегося на принципах всеобщности, солидарности и возмезд ...
Межрегиональные электронные расчеты Банка России
Правила осуществления межрегиональных электронных платежей являются единым для всех регионов и установлены нормативным актом Банка России.
Межрегиональные электронные платежи (далее МЭР) начали применяться значительно позже внутрирегиона ...