Совершенствование методики расчета кредитных рисков по корпоративным клиентам
Условия жесткой банковской конкуренции, требующие от кредитных организаций оперативного принятия решений в отношении предоставления кредитных заимствований в целях привлечения корпоративной клиентуры, с одной стороны, и высоких кредитных рисков, сопутствующих кредитованию реального сектора экономики, — с другой, культивируют необходимость разработки и внедрения усовершенствованных технологий, способных качественно и в приемлемые для клиентов сроки оценить их кредитоспособность. В целях решения проблемы совмещения оперативности и качества оценки кредитных рисков заемщиков предлагается один из вариантов разработки методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, которая позволит определить уровень кредитного риска на базе финансовых коэффициентов. Методика разработана на основе рейтингового метода оценки кредитоспособности заемщиков с учетом следующих основных недостатков, выявленных в процессе анализа данного метода, а именно:
- произвольность выбора системы базовых финансовых показателей;
- несоответствие финансовых коэффициентов рекомендуемым значениям, что может стать основанием для признания клиента банкротом независимо от значений других коэффициентов;
- отсутствие учета отраслевой специфики деятельности корпоративных клиентов;
- громоздкость системы финансовых показателей.
Выбор рейтингового метода в качестве базы построения методики обосновывается его широкой известностью и популярностью среди кредитных специалистов российских коммерческих банков в связи с простотой и удобством применения на практике.
Следует отметить, что предлагаемая методика не умаляет достоинств комплексного подхода к оценке кредитоспособности корпоративных клиентов, принимающего во внимание не только их финансовое состояние, но и качественные факторы их деятельности, такие как уровень менеджмента, сущность кредитуемой сделки, структура собственников и прочее. Однако, учитывая тот факт, что влияние качественных характеристик деятельности заемщиков на уровень их кредитного риска еще недостаточно изучено как на практике, так и в научной литературе и с трудом поддается формализации в форме каких-либо обоснованных математических и статистических моделей, считаем не целесообразным включение качественных факторов в методику.
Система выбранных финансовых показателей должна соответствовать двум основным критериям:
- коэффициенты должны наиболее полно характеризовать финансовое состояние клиента;
- коэффициенты должны как можно в меньшей степени дублировать друг друга.
Определим систему показателей в составе 9-ти финансовых коэффициентов, составляющих основу предлагаемой методики экспресс-оценки риска при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка. Рекомендуемые значения и экономический смысл финансовых показателей, входящих в методику, приведены в таблице 7.
Таблица 7 - Рекомендуемые значения финансовых показателей, выбранных в качестве основы методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов коммерческого банка
Обозначение показателя |
Наименование коэффициента |
Экономический смысл |
Рекомендуемое значение показателя | |
Торговля |
Производство | |||
х1 |
автономии |
Определяет степень независимости от заемных средств |
> 0,1 |
> 0,3 |
х2 |
текущей ликвидности |
Характеризует способность клиента исполнить текущие обязательства за счет текущих активов |
от 1 до 2 | |
х3 |
обеспеченности собственными средствами |
Показывает часть текущих активов, профинансированную за счет собственных средств |
> 0,1 | |
х4 |
рентабельности продаж |
Определяет, сколько чистой прибыли получено с 1 руб. выручки от продаж |
в среднем > 0,15 |
в среднем > 0,1 |
х5 |
оборачиваемости дебиторской задолженности |
Показывает средний срок погашения краткосрочной дебиторской задолженности |
в среднем 45 дней |
в среднем 30 дней |
х6 |
оборачиваемости кредиторской задолженности |
Показывает средний срок, необходимый клиенту для погашения своей кредиторской задолженности |
в среднем 60 дней | |
х7 |
оборачиваемости готовой продукции |
Показывает средний срок реализации продукции |
в среднем 45 дней |
в среднем 15 дней |
х8 |
покрытия |
Характеризует способность клиента рассчитаться по кредитам банков за счет потока от его основной деятельности |
2 | |
х9 |
денежной составляющей в выручке |
Показывает долю денежных средств в выручке от продаж |
1 |
Больше по теме:
Основные моменты и положения
Управление налично-денежным обращением и порядок совершения кассовых операций регулируются законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка России и Министерства финансов РФ.
Непосредственная о ...
Влияние IPO на финансовые результаты
Группа ВТБ, крупнейшая российская банковская группа, в 2007 году, согласно неаудированной отчетности по МСФО, увеличила чистую прибыль на 28,4% — до 1,514 миллиарда долларов, говорится в сообщении группы. Прибыль до налогообложения состав ...
Расчет аккредитивами
Аккредитив (от нем. akkreditiv - доверительный) представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-эмитент), может произвести платежи ...