Банки и банковское дело

Экономическая сущность малого предпринимательства

Гид по банкам » Кредитование юридических лиц – субъектов малого предпринимательства » Экономическая сущность малого предпринимательства

Страница 1

Сущность малого предпринимательства определяется двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики (национального, регионального, местного масштабов); во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.

Подход к малому предпринимательству, как сектору экономики, основан на выявлении единства двух сторон общественного производства: организационно-технической и социально-экономической. Вторая представлена производственными отношениями (образующими общественную форму производства), а первая - производительными силами, то есть совокупностью материально-вещественных элементов производства, рабочей силы и форм организации производства. При этом последние, как отмечалось в литературе, “отражают (в соответствии со сложившимися уровнями кооперирования и разделения труда) способы и систему концентрации, централизации и специализации производства”.

Размерная структура отрасли (экономики) по определению предполагает сосуществование предприятии различных размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц мелкого масштаба характеризует понятие “мелкое производство”. Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами, которого являются:

1) Обособленность (то есть хозяйствование на свой страх и риск);

2) Специализация на каком-либо виде деятельности;

3) Реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке. Речь, следовательно, идет о малом товарном предприятии.

Определение социально-экономической стороны малого предпринимательства дополняется тем, что оно (малое предприятие) может основываться на:

1) личном труде владельца и членов его семьи;

2) использовании наемного труда в сочетании производственно-управленческой деятельностью хозяина (его семьи).

Малое предприятие является “единицей” малого предпринимательства.

Отсюда следует, что последнее - особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся, специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в качестве особого, размерного уклада характеризует организационно-техническую сторону производства (плоскость производительных сил), а малое предпринимательство относится к его социально-экономической стороне и в этом конкретном смысле совпадает с понятием “малый бизнес”.

Малое предпринимательство как тип предпринимательской деятельности наиболее полно раскрывается через характеристику ее субъекта, то есть предпринимателя. Вышеуказанные характеристики можно отнести и к малому предпринимательству. Однако количественные факторы - относительно небольшие масштабы - порождают качественные особенности малого предпринимательства. Очевидно, что рискованность, неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у средних и крупных предпринимательских структур. То же самое можно сказать о гибкости, восприимчивости к инновациям. Одна из причин здесь - отсутствие в сфере малого предпринимательства громоздких управленческих систем. В случае коммерческого успеха малые фирмы получают относительно более высокий доход (естественно, по сравнению с первоначальными вложениями, которые у них, как правило, невелики). Сущностные черты малого предпринимательства, охарактеризованные выше, образуют его ядро. Логика дальнейшего анализа малого предпринимательства предполагает формулирование системы критериев, на основе которых производится оценка и классификация хозяйственных субъектов на предмет их принадлежности к данному сектору экономики. По этому поводу в отечественной литературе ведется дискуссия, однако ясно, что в качестве таких признаков выступают устойчивые, характерные черты типичного малого предприятия.

Систематизация этих критериев требует определенной основы, и таковой может выступить структура внутренней и внешней среды малого предприятия:

а) Структура внутренней среды малого предприятия может быть рассмотрена как совокупность областей деятельности малого предприятия, каждая из которых характеризуется особыми объектами (объектом) деятельности, технологией, отношениями и т.п. Эти области можно разделить на три группы:

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Экономическая сущность страхования как института финансовой защиты
С древнейших времён человек пытался защитить себя и своё имущество от разного рода опасностей, сопровождавших его существование[1]. От возможностей человека на разных этапах развития общества зависели степень и способы защиты, начиная от ...

Состав и анализ финансовой отчетности банка
Под отчетностью банков понимается предусмотренная законодательством РФ и нормативными актами Банка России форма получения информации о деятельности банков, т.е. представление банками и получение Банком России указанной информации в виде о ...

Анализ рынка страхования лизинговых операций
страхование лизинговый риск рынок В настоящее время в России услуги по страхованию лизинговых операций предоставляют только крупные компании. Среди таких компаний – «Ингосстрах», «Интеррос-Согласие», Военно-страховая компания, «Веста», « ...