Банки и банковское дело

Экономическая сущность малого предпринимательства

Гид по банкам » Кредитование юридических лиц – субъектов малого предпринимательства » Экономическая сущность малого предпринимательства

Страница 3

Четвертую группу образуют следующие устойчивые характеристики малого предприятия:

- локальность ресурсных и сбытовых рынков;

- неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

- положение “ведомого” в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;

- чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства, обусловленная низким барьером вхождения в бизнес, а следовательно, и выхода из него;

- ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если “гиганты” черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);

- большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.

Необходимость определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства стоит и перед государством. Как было уже сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, вместе с тем этот сектор в силу объективно менее благоприятных, по сравнению с крупными фирмами, условий хозяйствования характеризуется неустойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Государство должно решать этот вопрос, несомненно, относя предприятие к малому для целей налогообложения, отчетности, применения процедур организации было бы достаточно проблематично на основе вышеуказанных критериев. Основной показатель для государства – количество работающих на предприятии: Закон “О предприятиях СССР” в промышленности и строительстве к малым предприятиям относил вновь создаваемые и действующие предприятия с численностью до 200 человек, в науке – до 100 человек, в других отраслях производственной сферы – до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек, в розничной торговле– до 15 человек; принятый 14 июня 1995 г. Федеральный Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” снизил этот показатель в 2 раза: теперь “под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек”.

Ужесточение критериев отнесения к малым предприятиям представляется недальновидным шагом, так в развитых странах уже давно осознана социальная и экономическая ценность этого сектора экономики, количественные критерии расширены и речь идет о малых и средних предприятиях в системе господдержки. Так, в США интегральное понятие “малый бизнес” включает в себя рыночную деятельность семейного бизнеса, малых предприятий (до 100 человек) и средних предприятий (от 100 до 499 человек).

Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” устанавливает также ограничения на участие в уставном капитале малого предприятия, прочих предприятий и организаций. Так “доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства не может превышать 25 %”. На 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 953,1 тыс., на 7,0% выше, чем по состоянию на 1 января 2004 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей достигло 656,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2004 г. на 43,8 ед. При этом рост в целом по стране сопровождался ростом во всех федеральных округах (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Количество зарегистрированных малых предприятий

По федеральным округам Российской Федерации» Федеральные округа

Количество МП на 1 января 2005 г. в расчете на 100 тыс. населения

Прирост/ сокращение (-) количества МП на 100 тыс. чел. Населения за период 01.01.2004- 01.01.2005

РФ

656,6

42,8

Центральный

868,4

20,5

Северо-Западный

1101,4

127,4

Южный

466,7

54,6

Приволжский

506,2

30,2

Уральский

489,7

22,6

Сибирский

523,8

30,9

Дальневосточный

582,7

86,7

Страницы: 1 2 3 4

Больше по теме:

Порядок рассмотрения заявок и заключения кредитных договоров по потребительским ссудам
Банк Русский Стандарт является динамично развивающимся независимым финансовым институтом высокой степени надежности, предлагающий услуги мирового уровня и высокого качества, ориентированные на максимально широкие клиентские слои, использу ...

Современные проблемы развития потребительского кредитования в РФ
Одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка банковских услуг является потребительское кредитование, сегодня темпы роста потребительского кредитования опережают все другие сегменты рынка банковских услуг. По данным центра раз ...

Формы безналичных расчетов
Под формой безналичных расчетов подразумевается совокупность экономических отношений, возникающих в процессе перечисления средств между плательщиками, получателями (взыскателями) и посредниками. Эти отношения должны быть зафиксированы док ...